18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй

Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что в музей поступила жалоба на обнаженку. «Я когда-то смеялся, когда говорят: „Соберите все ваши обнаженные скульптуры в Эрмитаже в одну комнату, повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать“», — сказал он в ходе пресс-конференции в Интерфаксе. Но теперь, по его словам, такая жалоба направлена в Эрмитаж неким «официальным органом», который глава музея, впрочем, не назвал. Музей готовит на нее ответ.

Пиотровский добавил, что на Эрмитаж часто жалуются и среди обращений попадаются и очень агрессивные. При этом конструктивные предложения в музее изучают, чтобы использовать эту информацию в будущем.

В четверг 8 апреля Михаил Пиотровский дал по вновь затронутой теме подробный комментарий. По просьбе музея приводим его полностью.

«Я очень сожалею и огорчен, что после моей пресс-конференции, где была предложена целая программа развития постковидного Эрмитажа и музеев вообще, больше всего людей возбудил обыкновенный и традиционный вопрос об обнаженных фигурах и скульптурах, который постоянно существует в музейной жизни и был вспомнен как некая шутка для развлечения.

На самом деле одна гражданка написала большое письмо в администрацию города о том, что ее очень беспокоит в целом моральный уровень воспитания и уровень цивилизации страны. В частности, то, что детям приходится видеть в Эрмитаже обнаженные, причем в основном мужские, фигуры, а также обнимающиеся фигуры, что она считает, что это плохо, и хорошо бы все это собрать в одну комнату и написать на ней „18+“.

То, что это всех так возбудило, — это симптом: как само это письмо, так и реакция на него. Это симптом того, что все не очень в порядке у нас со здоровьем общества.

Жалоба пришла в администрацию города, и, соответственно, так как это, собственно, не жалоба, а письмо-предложение, как полагается, оно было переслано нам для того, чтобы мы ответили. Это обычная процедура — это и означает, как я сказал, что нам официальные органы переслали письмо.

Есть три типа жалоб. Один тип такой: пишут просто в интернете всякие гадости и что „вы всё не так делаете“. На это мы не отвечаем. Другой тип — когда пишут прямо нам: вы сволочи, что-нибудь не то делаете. Тогда мы отвечаем на нашей специальной странице на сайте Эрмитажа. А третий — когда Администрация президента, Министерство культуры, администрация города присылают нам разные такие предложения.

Я думаю, что все это частично связано с двумя вещами. Первое. Комитет по культуре Государственной Думы давно борется с этой маркировкой, по которой большая часть классической литературы оказывается „18+“. Эта маркировка очень много что испортила и создала некую возможность думать, что этим всем можно манипулировать. Второе. Очень важная вещь, касающаяся того, что мы много говорим, что музей — особая территория и в музее можно делать то, что нельзя на улице. Нельзя на улице ходить голым, нельзя ставить обнаженные скульптуры близко от школы — наверное, это действительно нельзя. А в музее есть другие правила, и эти правила определяются музеем. Можно в музей не ходить. Указывать музею, как можно и нужно что-то делать, — нельзя. Потому что получается, как в данном случае: свобода одного человека не должна ограничиваться свободой другого, права одного человека не должны ограничивать права другого. Музей — это диалог культур. И музей, и посетители имеют право видеть самые разные проявления культуры. А посетитель — и его воспитатель — должны это регулировать».

Тема взаимодействия публики с произведениями искусства в жанре ню возникает постоянно. Из последнего можно вспомнить о выставке Джока Стёрджеса «Без смущения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, вокруг которой развернулся скандал. В частности, сенатор Елена Мизулина обратилась к тогдашнему генпрокурору Юрию Чайке с требованием проверить выставку.

А еще раньше СМИ со ссылкой на Роскомнадзор писали о том, что там планируют запретить музеям показывать детям экспонаты с обнаженной натурой. Правда, само ведомство впоследствии от этой инициативы открестилось и заявило, что было неправильно понято. Речь шла о разработке концепции информационной безопасности детей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+