Специалисты по старым мастерам с осторожным оптимизмом восприняли решение правительства Испании наложить запрет на вывоз картины, снятой с торгов в Мадриде. Это произошло после того, как кураторы Музея Прадо заявили, что «существуют достаточные стилистические и документальные свидетельства», чтобы полагать, что речь идет об оригинальной работе Караваджо, о чем сообщило в пресс-релизе министерство культуры Испании. Произведение планировали продать на торгах аукционного дома Ansorena 8 апреля с ориентировочной ценой всего в €1,5 тыс.
Снять картину с торгов потребовал министр культуры Хосе Мануэль Родригес Урибес. «Поскольку все произошло очень быстро, теперь необходимо провести технический и научный анализ картины, — рассказал The Guardian источник в министерстве культуры. — Научное сообщество должно обсудить, правдоподобна ли атрибуция Караваджо, и решить, может ли оно принять ее».
Небольшая картина вошла в онлайн-каталог Ansorena под названием «Коронование терновым венцом» и атрибуцией «кругу [художника XVII века] Хусепе де Риберы».
«Не исключено, что в конечном итоге выяснится, что это действительно картина последователя Риберы, как и говорилось изначально. Как бы то ни было, наше решение полностью оправданно, поскольку это очень ценная картина, — сказал Урибес. — Будем надеяться, что это Караваджо». Он напомнил, что однажды Испания уже упустила работу Караваджо, более 40 лет назад приобретенную Художественным музеем Кливленда.
Эксперт по творчеству Караваджо, предпочитающий остаться анонимным, говорит, что «Испания не хочет допустить еще одну экспортную ошибку с Караваджо; в 1976 году они разрешили вывоз „Распятия апостола Андрея“. В то время стиль Караваджо позднего периода был еще не до конца понят, но на сегодняшний день эта атрибуция принята безоговорочно». На сайте музея в разделе о провенансе говорится, что произведение изначально находилось «в неустановленном монастыре в Кастилии».
«Разумеется, всегда трудно составить окончательное мнение по фотографии, но да, к этой картине стоит отнестись серьезно, — говорит Эрик Тюркен, специалист по старым мастерам, атрибутировавший кисти Караваджо картину «Юдифь и Олоферн» (около 1607).
«Весьма убедительна, к примеру, голова Пилата, действительно похожая на автопортрет, а Росселла Водрет, очень уважаемая ученая, обнаружила вероятный провенанс, который представляется уместным. Так что да, существуют очень веские основания полагать, что это потенциальный новый Караваджо, особенно с учетом работы кистью. Сочетание быстрых световых бликов на носу Пилата с коричневыми световыми эффектами на его лице и энергичностью мазков вместе с качеством красного [цвета] очень обнадеживает», — рассказал он The Art Newspaper.