18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Могло быть гораздо хуже»: как идет реставрация Нотр-Дама

Главный архитектор собора Филипп Вильнев уверен, что одна из основных достопримечательностей Парижа успеет открыться к Олимпийским играм 2024 года

Два года назад все мировые новостные программы транслировали кадры обрушения горящего шпиля собора Парижской Богоматери. С тех пор ведомство, отвечающее за реставрацию памятника, ведет его укрепление. Несмотря на задержки, связанные с пандемией, неблагоприятными погодными условиями и дополнительными мерами безопасности, введенными для того, чтобы избежать загрязнения окружающей среды свинцом, главный архитектор собора Филипп Вильнев уверен, что его открытие, как и планировалось, состоится в 2024 году — к началу Олимпийских игр во французской столице. «Часть работ по обеспечению безопасности еще предстоит завершить, но мы делаем все возможное, чтобы открыть собор к этой дате», — рассказал он The Art Newspaper.

Нотр-Дам сильно пострадал из-за обрушения шпиля и крыши, а также больших объемов воды, вылитых при тушении пожара. Тем не менее, как отмечает архитектор, могло бы быть гораздо хуже. Все аркбутаны выстояли и продолжают поддерживать здание. Картины и статуи оперативно эвакуировали и отреставрировали, а колокола и орган, самый большой в Европе, в огне не пострадали. Впрочем, 800 труб инструмента все-таки пришлось демонтировать, чтобы очистить от свинцовой пыли. Наиболее сложной задачей после расчистки тонн обломков стал демонтаж обуглившейся и расплавленной рамы, окружавшей шпиль.

Внутри здания каменщики еще устанавливают леса на хорах, в центральном нефе и трансепте, укрепляя хрупкие участки сводов (не так давно в закрытых для прохода зонах произошло обрушение камней), после чего для их поддержки установят рамы, по форме напоминающие огромный зонт. «Эти работы будут завершены к концу лета, — говорит Вильнев, — и только тогда мы сможем сказать, что собор в безопасности». Проведение всестороннего анализа запланировано на 18 декабря, чтобы к следующему году уже можно было объявить тендер на выбор подрядчиков.

Строительство нового шпиля должно начаться в 2022 году. Он будет выглядеть точно так же, как уничтоженный пламенем оригинал, установленный Эженом Эмманюэлем Виолле-ле-Дюком в середине XIX века. Поначалу президент Франции Эмманюэль Макрон хотел предложить архитекторам представить проекты «современной интерпретации», но под подавлением общественности отказался от этой идеи. Решение сохранить оригинальную композицию соответствует общей концепции реставрации. Шпиль, крышу и ее каркас восстановят по историческим чертежам с использованием соответствующих материалов. Вильнев с самого начала был сторонником именно такого подхода, отвечающего принципам Венецианской хартии — зафиксированных в 1954 году международных стандартов в сфере охраны и реставрации исторических зданий. Его мнение поддержал ряд крупных специалистов, в том числе бывший глава ЮНЕСКО по вопросам культуры Франческо Бандарин.

Позиция Филиппа Вильнева привела к конфликту с куратором реставрации Жан-Луи Жоржеленом, потребовавшим от архитектора в присутствии парламентской комиссии «закрыть свой рот». Сейчас Вильнев отзывается об этом инциденте как о незначительном, списывая его на «неловкость человека с армейским опытом», и утверждает, что у них с Жоржеленом «прекрасные отношения». В июле 2020 года его план, представленный в форме отчета объемом 3 тыс. страниц, получил одобрение Национальной комиссии по наследию и архитектуре.

Однако точка еще не поставлена — в конце концов, дело происходит во Франции. Александр Гади, автор недавно опубликованной книги об истории Нотр-Дама и член Национальной комиссии по наследию и архитектуре, в целом поддерживает идею реконструировать шпиль в первозданном виде, но озабочен использованием для каркаса (charpente) древесины. По всей Франции сейчас идет вырубка более тысячи дубов для Нотр-Дама. «Они пали жертвой своего рода интеллектуальной лени, — говорит он. — Каркас все равно не видно, так что мы могли бы исследовать возможности новых материалов и конструкций. До пожара он представлял собой мешанину из относящихся к разным периодам элементов и обновлялся по частям на протяжении многих веков. При восстановлении соборов в Шартре в 1836 году и Реймсе в 1920 году были использованы более современные материалы».

Филипп Вильнев с ним не согласен. «Да, это так, но они плохо стареют», — говорит он, добавляя, что считает идею Гади «неразумной». Древесина, по его мнению, «великолепный экологичный материал». «Цемент и металл плохо выдерживают огонь и время. А средневековый каркас прослужил более 800 лет», — заявляет архитектор.

Еще одним конфликтным вопросом стало использование свинца. Огонь расплавил 460 т этого металла, покрывавшего шпиль и крышу Нотр-Дама. Авторы исследования, опубликованного Американским геофизическим союзом, утверждают, что французские власти сильно уменьшили данные о воздействии свинца на окружающую собор территорию. Организация Robin des bois («Робин Гуд») 13 апреля даже потребовала возбудить против властей уголовное дело за то, что те «подвергли опасности жизни людей».

Вильнев, в свою очередь, считает, что угроза «значительно преувеличена». «Свинец испаряется при температуре 1750 °C. При пожаре температура поднималась до 1220 °C. Таким образом, свинец не испарялся. Это очень ковкий материал, хорошо переносящий воздействие окружающей среды, который использовался еще в Античности и продолжает использоваться в наши дни при ремонте церквей и памятников по всей Европе», — объясняет он. Кроме того, как подчеркивает в опубликованном в 2020 году исследовании Паоло Ваннуччи, специализирующийся на инженерном деле в Университете Париж-Сакле, для стабилизации готической конструкции необходима большая нагрузка на стены, которую может обеспечить только свинец.

«После реставрации витражей, белокаменной кладки и галереи собор вновь откроется для посетителей во всем своем великолепии», — уверен Филипп Вильнев. Но даже спустя два года следователям так и не удалось установить причину пожара и выяснить, есть ли виновник у этой катастрофы.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+