Подавляющее большинство работ на выставке «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987» — а их около 220 — находятся в собрании РОСИЗО. Но, чтобы показать советское наследие в его многообразии и с неожиданной стороны, куратор Александра Харитонова обратилась к коллекциям нескольких региональных музеев. Произведения также предоставили Третьяковская галерея, Русский и Исторический музеи и другие. Примечательно, что многие работы — экспонаты грандиозной выставки «Индустрия социализма», прошедшей в 1939 году и объединившей более 1 тыс. произведений.
Экспозиция располагается в Центральном выставочном зале Союза художников России (на третьем этаже экс-ЦДХ, ныне — в Новой Третьяковке), считающего себя проводником идеалов советского искусства. В России и на Западе было довольно много выставок, переосмысляющих советское искусство, и проект РОСИЗО предлагает еще один взгляд.
Выставка выстроена хронологически и включает 12 разделов, в том числе «Вожди и мифы», «Индустрия социализма», «Советская женщина», «Война и память», «Союз республик. Новая этнография — новая экзотика», «Город vs деревня» и другие. Среди имен — Сергей Герасимов, Борис Голополосов, Александр Дейнека, Александр Лабас, Илья Машков, Вера Мухина, Дмитрий Налбандян, Татьяна Яблонская. На выставке представлена не только хрестоматия эпохи соцреализма. Куратор говорит, что при отборе экспонатов руководствовалась не громкими именами, а нетипичными, малоизвестными или вовсе неизвестными работами и в первую очередь здесь важны истории вещей и взаимодействие произведений между собой.
«Мне интересно начать этот разговор и начать пересмотр всего советского искусства и полярного разделения на Союз художников и неофициальное искусство. Оно мне кажется несколько искусственным, как и в американском искусстве разделение на абстрактный экспрессионизм и, например, регионалистов, потому что все это — взаимосвязанные вещи», — объясняет Александра Харитонова.
Так, вместо канонического «Письма с фронта» Александра Лактионова можно увидеть натюрморт «Доктор Айболит». В процессе подготовки выставки всплывали и интересные детали биографий. Например, один из художников, Николай Глущенко, в советское время жил на Западе и был шпионом. А еще в экспозиции можно увидеть картину «Выпуск шлака» («Косогорский металлургический завод») Алексея Вольтера, бывшего с 1932 по 1937 год директором Третьяковской галереи.
Завершает выставку постскриптум — работы современных художников Егора Кошелева, Павла Отдельнова, Владимира Потапова и Марии Сафроновой. Куратор поясняет, что пригласила художников своего поколения, тех, кто родился на рубеже 1970–1980-х и обладает собственным видением эпохи соцреализма. Выбор был продиктован и тем, какое образование они получили — синтез классической школы и институций, занимающихся современным искусством. «Я хотела сделать небольшой срез: как люди моего поколения интерпретируют это наследие, играет ли оно или вообще не играет никакой роли в их искусстве? — говорит куратор. — Мне кажется, это очень хорошее завершение для выставки, потому что разрывает тот вакуум, в котором почему-то это искусство оказалось — и официальное, и неофициальное».
Центральный выставочный зал Союза художников России в Новой Третьяковке
Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927–1987
До 6 июня