18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семь картин про грядки

Наконец начинается дачный сезон, и, чтобы это отметить, мы решили показать, что даже такая, казалось бы, приземленная тема, как грядки и приготовленная к посадкам почва, волновала художников в разные века

«Март»

(XV век, Музей Конде, Шантийи)

Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского, который создавался несколькими мастерами в два этапа, в начале и в конце XV века. Она входит в традиционный для часословов цикл «Времена года», где 12 месяцев проиллюстрированы бытовыми занятиями, характерными для каждого периода. В манускрипте всего 131 картинка, но самые знаменитые — именно цикл месяцев, благодаря реалистичности и наполненности деталями повседневной жизни. Формально перед нами, конечно, не «грядка», а «поле», даже несколько. Но они такие уютные и небольшие, огороженные по средневековой ландшафтной моде заборчиками, что именно с них, предтеч пейзажной живописи, и начнем наш разговор.

Питер Брейгель Младший. «Весна»

(Около 1620–1630, Национальный музей искусства Румынии, Бухарест)

Вот тут-то грядки и клумбы уже самые настоящие! Пейзажная живопись наконец родилась. Картина Брейгеля Адского известна в нескольких повторениях, причем сама по себе она — повторение рисунка отца, Брейгеля Мужицкого, 1565 года из венской Альбертины. А может, даже и не рисунка, а утраченной картины маслом. По одной из версий, та потерянная картина входила в знаменитый цикл «Времена года» Питера Брейгеля Старшего (вместе с «Охотниками на снегу», «Жатвой» и прочим). Кстати, головокружительным поискам этого утраченного оригинала писатель Майкл Фрейн посвятил фарс-детектив «Одержимый» и в 1999 году попал с ним в шорт-лист «Букера».

Жан-Леон Жером. «Тюльпаномания»

(1882, Художественный музей Уолтерса, Балтимор)

Эта картина тоже посвящена клумбам XVII века, однако ретроспективно. На ней изображен эпизод «тюльпанной лихорадки» — краткого периода в истории Голландии, когда луковицы тюльпанов ценились дороже золота. На самом деле это был биржевой пузырь, который, разумеется, лопнул. На картине солдаты топчут цветы в тщетной попытке стабилизировать рынок, ограничив предложение продукта.

Гюстав Кайботт. «Садовники»

(1875–1877, частное собрание)

Замечательный пример универсальности садовой темы: картина написана французским импрессионистом и изображает грядки в Йере, городке близ Парижа, однако вполне могла бы быть работой советского художника, изображающей крымский огород. Кайботт, кстати, очень любил этот огород («кухонный садик», как элегантно пишут иностранные искусствоведы по-английски) и возвращался к нему в своих картинах несколько лет подряд. Ничего, впрочем, удивительного: в Йере находилось его семейное имение, а сам он был увлеченным садовником-любителем.

Илья Репин. «Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне»

(1887, Государственная Третьяковская галерея)

Удивительное дело, но в русской живописи мы компактных грядок не найдем — видимо, наши просторы столь широки, что художники мыслят только форматом полей. В итоге в наших музеях богато представлена тема пашни (начнем с Алексея Венецианова) — с помощью тяглового скота, плуга и других приспособлений. А вот крохотных огородиков и садиков — нет, практически нету. Даже главный русский интеллигент Лев Николаевич земледелием занимается масштабно, с размахом.

Жоан Миро. «Огород с ослом»

(1918, Музей современного искусства, Стокгольм)

Картина относится к раннему периоду творчества Миро, практически реалистическому. Она написана в каталонском местечке Монт-роч-дель-Камп, где семья художника владела фермой «Мас-Миро». Так что ослик, может быть, не случайный, а фамильный! Миро оставил ряд других изображений этой местности, причем они оказались знаковыми для его эволюции как живописца. В их числе — «Пашня», одна из первых сюрреалистических работ художника. В 2006 году ферма «Мас-Миро» была объявлена национальным достоянием, а в 2018 году там открылся музей. Стены старого дома изнутри покрыты граффити: художник экономил бумагу, делая эскизы.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Теплица»

(2010)

Изображение мечты каждого ортодоксального огородника входит в цикл «Химки», созданный арт-дуэтом в 2010 году специально для выставки «На районе» в женевской галерее Charlotte Moser. Виноградов рассказывал тогда в интервью, что их мастерская находится как раз «на районе», в Химках, и сюжеты для этого цикла они находили, оглядываясь по сторонам. Такая вот реальность в спальных районах.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+