18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ковер, вытканный золотом жертв нацистов, нашли в Лувре

№91
Материал из газеты

Правительство Германии могло бы попытаться вернуть его на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым

Настенный ковер с жутким провенансом хранится в запасниках Лувра в Париже. На огромном полотне площадью 30 кв. м выткан геральдический орел со свастикой на груди и крупные инициалы Адольфа Гитлера “AH”. Лозунг посередине — цитата из книги диктатора «Моя борьба»: «Кто хочет жить, тот должен бороться». И это еще не все: в ковер вплетено 3,5 кг золотой нити. Внизу значится год создания — 1942.

Где же в самый разгар Второй мировой вой­ны нацисты нашли 3,5 кг золота? В январе 1942 года на Ванзейской конференции было принято решение истребить все еврейское население Европы. Хотя вторая часть цитаты из книги Гитлера не выткана на ковре, она звучит так: «…а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь». Ни в одной из немногих официальных бумаг, относящихся к этому произведению ткацкого искусства, не уточняется происхождение золота. Скорее всего, это переплавленные драгоценности, принадлежавшие еврейским семьям, отправленным в концлагеря. Или золотые зубы тех, кого казнили в газовых камерах. Так что этот страшный ковер может быть создан из наследия тысяч убитых.

The Art Newspaper решила выяснить, как нацистская реликвия оказалась в Лувре, где пылилась в запасниках. СМИ после войны о ковре особо не сообщали. А вот в архивах США и Франции удалось найти кое-что интересное. Оказалось, что 22 апреля 1949 года ковер прибыл в пункт сбора армии США в Мюнхене, куда свозили перемещенные во время войны ценности. В отчете Эли Дубински, представителя Франции в пункте сбора, говорится, что 3,5 кг золота для гобелена были предоставлены нацистской партией. Сначала считалось, что он создан в Париже на старейшей фабрике Gobelins. Однако после экспертизы, проведенной в 1949 году официальным уполномоченным, француженкой Роз Валлан, выяснилось, что ковер был выткан на фабрике в Нимфенбурге, на окраине Мюнхена. Тем не менее начальник мюнхенского пункта сбора Стефан Мансинг распорядился отправить шпалеру во Францию. Это было неожиданное решение, поскольку Франции должны были возвращать только произведения искусства, вывезенные из страны. Уже со следующим конвоем, 9 июня 1949 года, ковер отправили в Париж. Вскоре после этого он был передан в Лувр.

Шпалера не принадлежит Лувру, она хранится в музее как объект программы «Восстановление национальных музеев», как и еще 2 тыс. произведений, обнаруженных в Германии в 1945 году. Считается, что это предметы из Франции, имена владельцев которых неизвестны, так что вернуть их невозможно. Коллекция «Восстановления национальных музеев» должна быть доступна публике, что, как сообщают правила программы, «исключает длительное хранение в запасниках». Однако, по понятным причинам, ковер никогда не выставлялся, и даже его цветные фотографии нигде не публиковались.

Теоретически власти Германии могли бы попытаться вернуть артефакт на родину, хотя немцы, возможно, не очень хотят обратно экспонат с настолько темным прошлым. В Лувре запрос The Art Newspaper переадресовали в Министерство культуры, где признали, что ковер «действительно отправили во Францию, хотя создан он был в другой стране». При этом министерство изменило статус предмета. Прежде в архивах музея он значился как «вероятно, трофейное искусство» — через пять дней после запроса газеты стал «не трофейным». По словам пресс-секретаря, в музее просто исправили ошибку, поскольку «нет конкретной жертвы» конфискации или принудительной продажи. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
7
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+