18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Эксперты завершили длившееся более полувека восстановление иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии»

№91
Материал из газеты

Икона XVI века «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии» вернулась после долгой реставрации из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря в Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря в Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых вернулась икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии». Ее исследование и реставрация были настолько насыщены драматическими событиями, трудностями и открытиями, что хватило на целую книгу.

«В мастерские ВХНРЦ (тогда еще ГЦХРМ) икона поступила в 1968 году, и в течение полувека над ней работали несколько поколений специалистов», — пишет автор книги, художник-реставратор Наталья Фоломешкина. Икона последней трети XVI века происходит из Вятского Успенского Трифонова монастыря. Расцвет почитания Иоанна Предтечи на Руси приходится на середину этого столетия: он был святым покровителем Ивана Грозного. Тогда же распространилась его иконография в образе Ангела пустыни — с крыльями за спиной. Не исключено, что икона была вкладом самого царя; она находилась в иконостасе Успенского храма почти 400 лет. Неоднократно поновлялась, а в конце XIX века была полностью прописана маслом в академической манере. В советское время в храме разместили архив; когда иконы отсюда передали в местный музей, образ Иоанна Предтечи был в таком состоянии, что его сюжет практически не читался.

Сильнейшее поражение плесенью всех материалов: древесины, паволоки, левкаса и красочного слоя — стало причиной того, что в Центре Грабаря с иконой работали так долго. Реставрация то возобновлялась, то приостанавливалась в ожидании новых технологических решений. Только к 1997 году удалось раскрыть часть подлинной живописи. К 2010-му реставрация была уже близка к завершению, когда в ВХНРЦ случился пожар.

Икона оказалась в эпицентре катастрофы, под воздействием высокой температуры и потоков воды. От полного уничтожения памятник спасли потолочные панели, которые, рухнув вниз, защитили его от открытого огня и полного размывания водой. Однако мокрый «компресс», находившийся на поверхности живописи больше суток, повредил все материалы, напитав их водой.

«Состояние иконы было столь трагично, что некоторое время стоял вопрос о самой возможности ее восстановления», — пишет в книге Наталья Фоломешкина. Спасение иконы было делом невероятно сложным: зачастую реакция материалов на реставрационное вмешательство была нестандартной. Например, пришлось скрупулезно подбирать вещество, способное регенерировать побелевшую от воды и температуры авторскую олифу, а также клей, который мог бы зафиксировать почти полностью отошедшую от доски паволоку. Постоянный поиск технических решений сочетался с эстетическими проблемами. На иконе было несколько крупных утрат, до паволоки и доски — в итоге их решили оставить открытыми, лишь слегка тонировали, достигнув компромисса между исторической целостностью памятника и его экспозиционными качествами.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+