18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Мосула восстанавливается после разрушений

№91
Материал из газеты

Несколько институций объединили усилия, чтобы спасти то, что еще можно спасти в Мосульском музее культур

Недавний визит папы римского Франциска в Мосул — самый многонациональный город Ирака с мусульманским, христианским, иудей­ским и езидским сообществами — напомнил о том, как «Исламское государство» (ИГ, ранее ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России) прицельно атаковало здесь религиозный плюрализм. На протяжении трех лет оккупации фундаменталисты стремились установить на этой территории абсолютный контроль.

Ко времени освобождения Мосула правительственными войсками в июле 2017 года большая часть артефактов из Мосульского музея культур была уничтожена или похищена. Вскоре был запущен международный проект по спасению оставшихся экспонатов, который координируют специалисты из Смитсоновского института, Лувра, Государственного комитета по делам древностей и наследия Ирака, а также Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов («Алиф»), выделившего финансирование в размере $1,3 млн. Сейчас начинается реконструкция здания музея, возведенного в 1970-х годах.

«Произошедшее здесь — настоящий кошмар для музейщиков, — говорит Арьян Тома, глава отдела ближневосточных древностей Лувра, которая работает над этим проектом с самого начала. — У них было практически все: взрывы, намеренное уничтожение, а потом еще и те же самые проблемы, с которыми столкнулся весь мир».

Принципы ИГ запрещают любые фигуративные изображения, доисламские артефакты и свидетельства существования предшествовавших цивилизаций, так что его приверженцы активно уничтожали подобные объекты. 

Они превратили в руины выдающиеся ассирийские крылатые скульптуры из коллекции музея, созданные за 2,5 тыс. лет до н.э., и отбойными молотками прошлись по статуям и стелам с клинописью. От 25 тыс. сожженных книг и рукописей осталась лишь куча пепла, которую один из приглашенных специалистов, Ричард Керин из Смитсоновского института, сравнил с серой слякотью. Другие же объекты, например два ассирийских фриза, намеренно вывезли, чтобы выставить на продажу на черном рынке. В здании музея располагалось также налоговое управление, и документы были разбросаны по полу вперемешку с мусором. «Мне советовали отнестись к этому как к месту преступления, — рассказывает Керин. — Я никогда не видел ничего подобного. Вы просовываете руку в дыру и не знаете, не окажется ли внутри каких-нибудь боеприпасов».

Участники проекта начали с базовых задач. Они снова вставили дверные замки, восстановили окна и световые люки. Там, где боевики ИГ взорвали резную ассирийскую плиту, образовалась огромная воронка, поэтому пол укрепили строительными лесами. Из-за ошибок в конструкции более поздних пристроек к музею подвал затопило, и оттуда пришлось выкачивать воду.

«Затем мы приступили к работе с разрушенными древностями из ассирийской галереи», — говорит археолог Зайед Гази Саадалла, ставший директором музея в 2017 году. После того как поврежденные артефакты были собраны, их задокументировали и поместили в хранилище в ожидании реставрации. Эти работы пройдут в здании, построенном на другом берегу реки, в Ниневии, менее уязвимом для нападения. Там же будут обучать местных музейщиков. Сначала занятия с ними были очными и проходили в Париже, но из-за пандемии их пришлось перевести в удаленный формат.

Всемирный фонд памятников присоединился к проекту в октябре минувшего года и теперь делится опытом в области инженерного дела и строительства. «Алиф» финансирует архитектурное планирование и дизайн реконструируемого здания, которое должно открыться примерно через три года.

Работы в музее — один из многочисленных восстановительных проектов в городе. «Алиф» также руководит реставрацией дома Тутунджи — купеческого особняка XIX века, построенного в период, когда территория находилась под контролем Османской империи, и монументальных ворот Машки в Ниневии на противоположном берегу реки Тигр, реконструированных в 1970-е. Одновременно Объединенные Арабские Эмираты финансируют осуществляемое совместно с ЮНЕСКО и другими партнерами восстановление Большой мечети Нур ад-Дина XII века, наклонный минарет которой является одним из символов Мосула, а также церкви Ат-Тахира XIX века в Старом городе, от которой остался только разбомбленный каркас.

Но, несмотря на бурную активность, сетует Зайед Гази Саадалла, «усилия по восстановлению Мосула несоразмерны масштабам разрушений». Жители постепенно возвращаются, но рабочих мест здесь мало, а страх, что ИГ вновь захватит город, по-прежнему силен. 

«Музей Мосула — лишь один из проектов, к работе над которым будут привлекать местное население. Нужно восстанавливать не только музей, но и весь город», — говорит директор. И добавляет, что сотрудников музея будут в числе прочего обучать составлению образовательных и общественных программ — это ключевой элемент той социальной миссии, какой ее видит его руководство.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+