18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка описала самые древние экспонаты из коллекции

Очередной том каталога собрания Третьяковской галереи, посвященный древнерусской живописи XII–XIII веков, — это фундаментальный научный труд, всесторонне описывающий происхождение и физическое состояние 16 музейных экспонатов

Этот фолиант производит ошеломляющее впечатление на не специалиста по истории древнерусского искусства. Часть содержания, касающаяся технических аспектов исследования икон и их реставрации, параметров аппаратуры, на которой производилась микросъемка и анализировались красочные слои, интересна и понятна разве что профессиональным реставраторам. Но и невеже ясно, насколько глубоко были изучены 16 памятников древнерусского искусства, которым посвящен очередной том каталога, описывающего собрание Государственной Третьяковской галереи.

Все они уже были опубликованы и описаны в каталоге древнерусского искусства, выпущенном музеем в 1995 году. Но за минувшие с тех пор годы были проведены новые комплексные технико-технологические исследования. Кроме того, как сообщает вступительная статья «От редколлегии», «за время, прошедшее с момента этой публикации, заметное развитие получили и традиционные исследовательские методы, а именно в 1990–2000-х годах изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень». Накопленные знания потребовали и нового издания каталога.

Описание каждой иконы в нем подробное, научное и, кажется, исчерпывающее. В статьях содержатся сведения о происхождении памятника, времени его появления в собрании галереи; приведены данные о реставрационных работах, проведенных в разные периоды; дан перечень выставок, где демонстрировались эти иконы; составлен список публикаций о них; описаны технические характеристики и сохранность; исследованы и расшифрованы надписи; проанализирована иконография. В разделе «Атрибуция» собраны мнения авторитетных ученых о времени и месте создания произведения.

Открывается каталог описанием самой знаменитой и чтимой иконы из собрания Третьяковки. Богоматерь Владимирская была привезена в Киев из Константинополя, судя по косвенным сведениям, в 1130 году. О перемещении иконы в последующие 800 лет — до того момента, как она оказалась в собрании Третьяковской галереи в 1930 году, — подробно рассказано на нескольких страницах. А всего национальной святыне посвящено 38 страниц текста с примечаниями и комментариями, а также тремя десятками фотографий. Икона представлена на снимках целиком, обратной стороной доски (там в 1410 году неизвестный мастер написал «Престол и орудия страстей»), фрагментами, деталями, фотосъемкой в инфракрасной области спектра, несколькими микросъемками красочных слоев (в том числе слезинки правого глаза Богоматери), схемой расположения отверстий от гвоздей, схемой фрагментов авторской живописи и поновлений разных времен.

Статья о другом шедевре древнерусской живописи — иконе «Христос Эммануил с архангелами» последней четверти XII века, предположительно прибывшей в Москву из Владимира в 1518 году, — занимает уже 40 страниц каталога. А новгородское «Успение Богоматери» начала XIII века — еще больше. Но не потому, что об этом памятнике написано подробнее, чем о других. Просто композиция здесь многофигурная, так что и фотографий увеличенных фрагментов много. На них можно рассмотреть и скорбно склонившегося у гроба Иоанна Богослова, и печальные лики ангелов, указывающих путь апостолам, и самих благородных учеников Христа, окруживших усопшую.

И если тексты каталога читать подряд довольно утомительно (они ведь не для праздного чтения, а для науки написаны), то рассматривать иллюстрации — занятие упоительное. При увеличении на фотографиях деталей отчетливо видны трещины на досках, утраты красочного слоя и подтеки красок, отчего иконы видятся не только древними, но еще и какими-то беззащитными. Многие фрагменты смотрятся как законченные произведения, и изображение какого-нибудь мелкого периферийного херувима превращается в полноценный портрет. А изящная ладонь правой руки Богоматери с иконы «Богоматерь Воплощение» — Владимир (?), около 1224 (?) — выглядит на фотографии законченным шедевром. И даже техническая микрофотосъемка красочных слоев деталей икон кажется миниатюрным произведением абстрактного экспрессионизма.

Собственно каталогу в издании предшествует статья Екатерины Гладышевой «История сложения и изучения коллекции древнерусского искусства в Третьяковской галерее. Собрание памятников домонгольского времени». Она столь же обстоятельна, строго научна, с многочисленными цитатами и ссылками, иллюстрирована фотографиями экспозиций древнерусского искусства Третьяковки разных годов и портретами ученых, хранителей, реставраторов.

«В наше время музей должен быть не только хранилищем, но и научным институтом, задача которого — широкая разработка собранного в его стенах художественного материала», — цитируются в статье слова Игоря Грабаря, сказанные им в московской городской думе в 1913 году. Задачу, поставленную своим многолетним попечителем, Третьяковская галерея достойно выполняет. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+