18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале в Венеции: только профессионалы и никакой светской жизни

В Венеции заработала XVII Архитектурная биеннале, в которой принимают участие 60 стран, Россия представила реконструкцию исторического павильона в Джардини

«Как нам жить вместе?» — так звучит заглавная тема XVII Архитектурной биеннале в Венеции, придуманная куратором Хашимом Саркисом еще до пандемии, но с ее течением ставшая только актуальнее. На этот вопрос отвечают организаторы и участники 60 национальных выставок и 112 авторов из 46 стран, которые были приглашены к участию в основном проекте. Главная выставка, подготовленная Саркисом, состоит из пяти тематических разделов. В Арсенале показывают три — «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства», а «Через границы» и «Как одна планета» можно увидеть в Центральном павильоне в Джардини.

Неподалеку находится павильон России, построенный в 1914 году по проекту Алексея Щусева. Национальный проект планировалось представить как конкурс идей реконструкции исторического здания, но за пандемийный год удалось сделать рывок и с поддержкой основателя фонда V–A–C Леонида Михельсона воплотить реальный проект молодого российско-японского бюро KASA при участии бюро 2050+.

«Щусев придумал здание, открытое навстречу лагуне и парку, у него было множество окон и проемов, выход на террасу. Все это было со временем закрыто и сейчас восстанавливается. Но появится и кое-что новое. Например, залы-трансформеры с раздвижным полом, благодаря которому центральное пространство может работать как один двухсветный зал, а может разделиться на два этажа. Потому что архитектура современного культурного пространства должна уметь приспосабливаться не только к статичным выставкам, но и к перформансам, мастер-классам, даже к учебным занятиям», — рассказывал ранее куратор российского павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли.

Еще из того, что нельзя не заметить, — новые старые окна и двери, заложенные в течение ХХ века, терраса с роскошным видом на лагуну, лифт и новый цвет здания — серо-зеленый, приближенный к щусевскому замыслу.


Комиссар павильона России, глава фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика поделилась с нами своими впечатлениями с открытия биеннале

Закончена ли работа по реконструкции павильона и все ли удалось?

Все закончено, все на месте. Даже лифт уже работает.

Какие эмоции лично вы испытываете от пространства павильона?

Лично я испытываю абсолютное счастье, осознавая, что посредством реконструкции возникло современное устройство, совершенная площадка, которая, с одной стороны, станет определенным вызовом для художников, а с другой — позволит в полном объеме представить весь спектр художественных дисциплин. Кроме того, я очень рада, что нам удалось создать долгосрочный проект, потенциал которого не будет исчерпан в течение первых дней биеннале. Он состоит из трех частей, которые надолго переживут открытие: реконструкция и две книги. Есть чем гордиться.

Какие планы на следующую биеннале? Останется ли та же команда?

Пока я точно не готова говорить о следующей биеннале — только открыли эту. Сейчас следует приостановиться, осмыслить и почувствовать проделанную работу. Надеюсь, у нас будет возможность обсудить с министром культуры новый механизм работы павильона и успеть до конца июля объявить проект на следующий год.

Как бы вы описали атмосферу на биеннале в целом, по сравнению с прошлыми, в допандемийные годы?

С одной стороны, атмосфера очень хорошая, но с другой, конечно, все довольно странно и непривычно: строгий масочный режим, очень сильный контроль и много ограничений. Все рады видеть друг друга вне экранов компьютеров, но одновременно существует страх социальных контактов. Разумеется, посетителей гораздо меньше обычного, зато это только профессиональная публика. Никаких светских мероприятий, все исключительно по существу. Участников тоже заметно меньше, но все они сосредоточены на главном вопросе биеннале «Как нам жить вместе?», требующем в условиях пандемии незамедлительного и обстоятельного ответа.

Как вам основной проект?

К сожалению, я еще не успела его посмотреть. Но Хашим Саркис — опытный специалист, выдающийся интеллектуал, поэтому еще до пандемии было понятно, что его проект будет максимально связан с самыми острыми вопросами и проблемами нашего времени. Несмотря на очевидные сложности, говорят, что основной проект получился цельным и очень глубоким.

XVII Архитектурная биеннале в Венеции
Как мы будем жить вместе?
До 21 ноября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+