Связь музыки с изобразительным искусством неотменима, ее провозглашали и анализировали из века в век. Но, помимо этой надмирной связи — для кого-то мистической, а для кого-то вполне объяснимой, — бывают еще и очень конкретные традиции, когда музыка и живопись регулярно встречаются, например в музейных стенах. Есть такая традиция и в Третьяковке: уже шестой раз в историческом здании в Лаврушинском переулке, в зале Врубеля, проводится музыкальный фестиваль Vivarte, организованный совместными усилиями музея и Культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство». Когда-то в этом доме проводились домашние концерты, устраиваемые семейством Третьяковых, теперь же здесь выступают приглашенные звезды из разных стран.
Президент фестиваля Ивета Манашерова и его художественный руководитель виолончелист Борис Андрианов на сей раз в качестве своеобразного сценария предложили каждый новый концерт посвящать кому-то из коллекционеров искусства. Их имена идут в программе Vivarte в порядке хронологии, с конца XIX до конца XX века: Владимир Гиршман, Иван и Михаил Морозовы, Исаджан Исаджанов, Георгий Костаки, Леонид Талочкин. В качестве своеобразного эпиграфа на этих «именных» концертах будет демонстрироваться по одному произведению из упомянутых коллекций. Не забыты, разумеется, и братья Третьяковы — в первый фестивальный вечер публике предлагают познакомиться с выставкой «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова».
Программа фестиваля очень насыщенная: инструментальные сочинения Джорджа Гершвина, Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева, Мориса Равеля, Сергея Рахманинова, Александра Цфасмана и других композиторов прозвучат в исполнении таких признанных корифеев, как Артур Ансель, Фредди Кемпф, Сергей Накаряков, Айлен Притчин, Катя Сканави, квартет Diotima. А в последний день программы, 6 июня, состоится традиционный «Музыкальный променад» — своего рода музыкальный парад-алле.
Нынешний фестиваль посвящен коллекционерам искусства. Почему возникла эта идея и как формировался список тех, кому посвящены концерты?
Поначалу было несколько идей, но остановились на теме коллекционирования. В этом году у Третьяковской галереи 165-летие, и за время ее существования изначальная коллекция Третьяковых значительно расширилась, в том числе за счет произведений из других собраний. Мы решили напомнить об этих людях. Например, не все знают, что русская часть собрания братьев Морозовых попала именно в Третьяковку. Или взять ряд знаменитых картин бубнововалетовцев из постоянной экспозиции — ими владел когда-то Исаджан Исаджанов, чье имя даже не всем искусствоведам сейчас известно. Георгий Костаки собирал работы «первого авангарда», а Леонид Талочкин — «второго», послевоенного. Для программы фестиваля мы выбрали фигуры яркие и важные. Конечно, эта тема близка и нам самим как коллекционерам.
Музыкальная программа как-то соотносится с выбранными именами?
Изначальная концепция фестиваля — синтез живописи и музыки. Сейчас на каждом концерте будет представлено по одной работе из собрания Третьяковской галереи. Обычно они хранятся в запасниках. Скажем, братьев Морозовых будет представлять работа Мартироса Сарьяна, а коллекционера Владимира Осиповича — «Портрет Генриетты Гиршман» кисти Валентина Серова. Нам хотелось, чтобы зритель увидел здесь что-то новое для себя. Но синтез музыки и живописи не подразумевает того, что один из этих видов искусства подчинен другому. Так что музыкальные композиции не подбирались специально к изображениям.
Закроется фестиваль «Музыкальным променадом». Что это за событие?
В этот день пройдут четыре концерта на открытых площадках. На них не продаются билеты, концерты бесплатные. Так мы делаем все шесть фестивальных лет. Площадки располагаются на условном маршруте между старым и новым зданиями Третьяковской галереи. Хочу добавить, что у большинства коллекционеров в их собраниях бывают представлены работы разного времени. Точно так же и наш фестиваль — это прогулка во времени и пространстве. Эти музыкальные программы — своего рода путешествия.