18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Порфирий Федорин: «Я стараюсь, чтобы картина оживала»

Во Всероссийском музее декоративного искусства открывается выставка «Озарение» Порфирия Федорина. Художник, чье имя связано с петербургскими «митьками» и группой «Колдовские художники», рассказал о мистической подоплеке своих картин

«Озарения» — первая персональная московская выставка художника, прошедшего путь от иконописи до космогонического сюрреализма, как он сам определяет свой стиль. Работы Порфирия Федорина (р. 1986) отсылают к библейским и мифологическим сюжетам, а в его живописной манере есть черты, присущие наивным художникам. Федорин вдохновляется византийской иконой и такими представителями современного искусства, как Леонид Пурыгин и Гриша Брускин. На выставке во Всероссийском музее декоративного искусства показано более 50 работ 2007–2021 годов.

В название вашей выставки — «Озарения» — вы вкладываете какой-то мистический или религиозный смысл?

В нем есть и мистицизм, и отсылка к некоторым религиозным трактатам — не только к христианским, но и к исламским, буддистским, к канонам иудаизма. Озарение приходит, когда вы очень увлечены решением какой-то задачи, постоянно об этом думаете, даже когда ложитесь спать. И вдруг во сне вы понимаете, как это сделать!

Так это ваше озарение или вы рассчитываете, что озарение переживут зрители?

Мое озарение, конечно! Во время работы над картинами, особенно в последние полтора года, я многое о людях узнал и понял. Оказалось, что все хотят жить вечно, никто не хочет умирать, самые закоренелые циники оказались самыми трогательными романтиками. Надеюсь, что озарение переживут и зрители. У меня такое уже случалось. Однажды знакомый после выставки моих работ и нашего общения уехал в Тибет в монастырь и до сих пор живет там.

Ваша работа имеет для вас духовное значение?

Безусловно! Неискренне работать не получается. Я сильно погружен в эту тематику: мифология, религия, теософия. И конечно, все работы содержат некие отсылки, аллюзии. Например, «Встреча святого Эгидия» — буквальная иллюстрация последних часов жизни этого христианского отшельника. «Сон кота папы римского» не только про любовь к животным вообще, но еще и про бесконечных котиков в соцсетях. Во многих работах прочитываются отсылки к византийской иконе, которую отличает яркая живописность, даже декоративность. Эти черты отчасти сохранились в северных и старообрядческих иконах до наших дней.

Значит ли это, что вы к созданию своих работ относитесь как к писанию икон?

Можно и так сказать, потому что живопись требует не только психологических сборов, но и духовных. Я стараюсь, чтобы картина оживала, наполнялась духовной силой.

Погружение в религиозные смыслы, с одной стороны, а с другой — неоднозначные трактовки сюжетов, нередко их рискованная подача и маркировка всей выставки знаком «18+». Интересное сочетание!

Маркировка «18+» была установлена в первую очередь потому, что на некоторых работах изображены обнаженные. Хотя у меня даже эротики нет, нагое тело показано совершенно в ином контексте. Но, учитывая современные реалии, мы решили ввести возрастной ценз.

Когда вы пишете работы или готовите их для выставки, сами себя контролируете, включаете внутреннего цензора?

В принципе, нет, потому что могу ответить на любые вопросы и претензии. Но сталкивался с ситуациями, когда у организаторов выставок этот внутренний цензор неожиданно срабатывал. На моей картине «Ленин в сентябре» лысое полуживотное-полуящерица было изображено на фоне растрескавшейся земли и красного заката. На мой взгляд, к политике это не имело вообще никакого отношения, но галерея «Эрарта» отказалась брать ее на выставку. У «Эрарты» сработал цензор именно на «Ленина в сентябре».

На открытии выставки собираетесь ли устроить какое-нибудь действо, как вы обычно это делаете?

Да, все присутствующие получат специальные маски, я их уже нарисовал. Еще гости увидят большой баннер, тоже специально нарисованный, 2,5 на 3 м, возле которого каждый сможет сфотографироваться. У некоторых работ появятся мои небольшие сопроводительные тексты, которые станут частью общего ребуса.

Вы учились иконописи в мастерской? Какое у вас художественное образование?

В юности у меня был друг, который выполнял скульптурные работы для церквей — занимался внутренней и внешней отделкой культовых зданий. Мы с ним очень дружили, я втянулся и увлекся этой темой. Потом пошел учиться в училище на иконописца, но очень скоро разочаровался и бросил.

Разочаровались в чем — в методах обучения?

В общем подходе, в официозе, в том, как вся эта система работает. К отдельным мастерам, которые пишут самостоятельно, не в артели, у меня нет вопросов, а вот работать в артели не смог бы. Понятий духовного мистицизма, катарсиса, перемещения души в произведение — всего этого в артели совершенно нет.

Вы относите себя к какому-нибудь направлению, объединению, художественной тусовке, группе?

Нет, ни к какому направлению себя не отношу. Одно время входил в группу ПВХ — «Просто великие художники», нас там было четыре человека, и это была замечательная компания. Потом периодически участвовал в некоторых выставочных проектах группы «Колдовские художники», когда переехал в Петербург. С Митей Шагиным и «митьками» сотрудничал — участвовал в разных действах.

Вы вообще не человек группы?

Да, я пришел к выводу, что для меня лучше держаться от групп подальше. В ПВХ было хорошо то, что каждый занимался темой, которая не перекликалась с другими, то есть у нас не было точек соприкосновения, конкуренции, была просто очень приятная дружеская атмосфера. Обычно в группах присутствует конкуренция, и в какой-то момент она начинает давить. Это неизбежно, и становится невыносимо, а я человек миролюбивый, для меня все это лишняя трата энергии и сил.

Сегодня художник может прожить исключительно своим творчеством?

Зарабатываю творчеством с 17 лет. С тех пор как решил стать художником и начал рисовать, больше ничем и не занимаюсь. Да, бывали халтуры, иногда на стройке подрабатывал, но все это были исключительно временные занятия. Участвовал в разных оплачиваемых мероприятиях, фестивалях, которые Митя Шагин организовывал: праздник корюшки, еще что-то — в общем, скоморошествовал за деньги. Но каждый день ходить в офис и делать что-то по расписанию — никогда!

Всероссийский музей декоративного искусства
Порфирий Федорин. Озарения
4 июня — 4 июля

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+