18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведения XIII–XIV веков из Умбрии показывают в Эрмитаже

№92
Материал из газеты

Эрмитаж чествует искусство Средневековья и Проторенессанса из Перуджи на выставке шедевров из собрания Национальной галереи Умбрии

Выставка — абсолютная противоположность проекту «Линия Рафаэля». То была 500-летняя история европейского искусства во всей полноте взаимовлияний, диалогов и перекличек. От публики требовалось немало усилий, чтобы все это осознать. Сейчас ей предложено не спеша, не обязательно в хронологическом порядке созерцать гениев чистой итальянской красоты. Всего 40 произведений XIII–XIV веков. Образом проекта стала «Мадонна с Младенцем» (1330–1340), созданная Мастером Мадонны из Перуджи, ­— шедевр на все времена. Между Эрмитажем и Национальной галереей Умбрии (которая как раз закрыла на реставрацию залы, где выставлены средневековые произведения) действует договор о сотрудничестве. Сочетание этих двух факторов позволило привезти в Петербург самые показательные полиптихи, выполненные на дереве. Их перемещают крайне редко. В 2022 году эрмитажный Проторенессанс планируется показать в Перудже.

Средневековое итальянское искусство долгое время находилось в глубокой тени Высокого Возрождения. Модным его сделали в середине позапрошлого века назарейцы и прерафаэлиты. В России этим искусством интересовались граф Григорий Строганов, владевший домом в центре Рима, и великая княжна Мария Николаевна, купившая виллу «Кварто» близ Флоренции. Часть их собраний позже была подарена Эрмитажу.

Среди лучшего на умбрийской выставке Зоя Купцова, ее куратор, называет фрагменты доссале (прообраз алтаря): «Снятие с Креста», «Оплакивание», «Святые», а также двусторонний процессионный крест. Оба созданы в 1270–1280 годах Мастером Святого Франциска, связанным с базиликой в Ассизи. Это самые ранние из сохранившихся церковных произведений, они являются раритетом даже для Италии.

Икона «Мадонна с Младенцем» написана в 1300–1305 годах сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья. От него берет начало поздне­средневековая итальянская традиция: Симоне Мартини («Мадонна» из Эрмитажа), Пьетро Лоренцетти («Распятие» в Ассизи), Джентиле да Фабриано («Поклонение волхвов» из Уффици).

Скульптура представлена работой Арнольфо ди Камбио — это мраморный рельеф, который являлся фрагментом фонтана. Другая мраморная скульптура, неизвестного мастера, изображает святого Лаврентия. Когда-то она украшала главный фасад Дворца приоров, теперь на фасаде установлена копия.

Дизайн выставки разработан архитектором Виталием Королевым и отсылает к образу средневековой Перуджи. Впрочем, историческая часть города с тех пор не сильно изменилась.

Еще одним доказательством того, что Проторенессанс вечен, будет участие произведений из эрмитажного собрания в планируемой выставке представителя арте повера Альберто Бурри в Главном штабе. Состоится диалог через семь веков.

Государственный Эрмитаж
Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии (Перуджа)
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+