Автор книги «Азбука комиксиста» Дмитрий Лященко сам отнюдь не художник и не сценарист, а специалист в области краудсорсинга и организации творческих конкурсов. И в данном случае он воспользовался как раз методом своеобразного «аутсорса» — собрал более сотни интервью с профессионалами комикса из многих стран с целью помочь новичкам. Получилось что-то вроде руководства или самоучителя, только разложенного на множество голосов.
Книга условно разделена на три части: первая посвящена сценарию, вторая — персонажу, третья вобрала в себя как интервью, так и практические упражнения. В основном интервьюер задавал собеседникам одинаковые или очень похожие вопросы, которые казались ему наиболее важными для целевой аудитории: с чего начать? каких ошибок избегать? как выжить в индустрии комикса? Последний вопрос автор задавал с нескрываемым пристрастием: предыдущая книга Дмитрия Лященко так и называлась — «Как выжить в индустрии комикса».
А выжить в ней непросто. Например, Алекс де Кампи, наиболее известная как автор комикса «Арчи против Хищника», говорит о нестабильности этой индустрии: «Удручающая реальность такова, что написание комиксов, вероятно, никогда не будет вашей основной работой». Она советует не зацикливаться на неудачном опыте и взять за привычку доводить все проекты до конца. Заодно сценаристка рекомендует начинающим не избавляться от сентиментальности, а, наоборот, строить свои истории на эмоции.
Чак Би Би — художник, иллюстратор, дизайнер; его работы публиковались в известных издательствах вроде Marvel Comics и Boom!Entertainment. Он, как и многие коллеги, согласен с Алекс де Кампи. Его совет — не рассчитывать на индустрию, делать комиксы в собственное удовольствие, а зарабатывать на жизнь другими способами. По поводу создания персонажей Чак советует: «Убедитесь, что герои выглядят по-разному».
Джефф Паркер, американский сценарист, работавший над персонажами Marvel и DC, считает, что главнейшая черта для художника или автора комиксов — это способность адаптироваться и уметь применять свои навыки в разных сферах.
Практические задания рождаются прямо из интервью. Кэрол Лей, независимый комиксист, предлагает для тренировки копировать чужих персонажей. Упомянутый Джефф Паркер просит подготовить описание и реплики одного персонажа так, чтобы представить их в одном кадре, а Мэтт Мэдден, американский автор и художник комиксов, вообще делится собственной системой работы.
Дмитрию Лященко стоит отдать должное: в книге подобралась компания интереснейших персон — и хорошо известных поклонникам жанра, и совсем неожиданных. Удобно, что к каждому герою прилагается ссылка, перейдя по которой, получаешь возможность изучить досье полюбившегося комиксиста. После каждого интервью автор книги составляет чек-лист, где выделены ключевые идеи и советы. Получается, что, хотя читателей и пугают тем, что пробиться в индустрию комикса практически нереально, те же люди призывают полюбить свое дело, своих персонажей и их истории. И никогда не сдаваться!