18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Между готикой и Ренессансом: сиенская школа от Дуччо до Сассетты в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№93
Материал из газеты

ГМИИ имени А.С.Пушкина впервые в России столь полно показывает искусство Сиены XIII–XV веков

Еще один проект перекрестного года музеев России и Италии посвящен искусству Сиены на рубеже Средневековья и Ренессанса. Выставка подготовлена главным научным сотрудником отдела искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Викторией Марковой. 

Долгие годы Сиена оставалась в тени других прославленных городов Италии, в первую очередь Флоренции, получившей почти официальный статус «колыбели Ренессанса». Хотя в 2002 году в Эрмитаже прошла выставка «Сны готики и Ренессанса», посвященная живописи Сиены XIV — первой половины XVI века, на ней были представлены лишь произведения из собрания музея. Нынешняя экспозиция в Пушкинском — первый в России проект такого масштаба, где наряду с произведениями сиенской школы живописи из ГМИИ представлены работы из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены и музеев Тосканы. Все они крайне редко покидают постоянные экспозиции и выдаются из запасников в другие страны. 

Сиенская школа живописи развивалась на протяжении XIII–XV веков на стыке византийских, готических и ренессансных влияний. В отличие от Флоренции, в Сиене доминировали не демократические, а аристократические тенденции. В это время Сиенская республика последовательно оказывалась в орбите влияния крупнейших европейских монархов — сначала герцога миланского Джангалеаццо Висконти, потом короля Неаполя, а затем императора Священной Римской империи Сигизмунда.

Связи с арагонским двором в Неаполе послужили знакомству сиенских художников с миланским и французским готическим стилем. В то же время с самого начала своего формирования сиенская школа находилась под влиянием византийского искусства. Ярче всего это проявилось в работах Дуччо ди Буонинсенья, основоположника местной художественной традиции, деятельность которого приходится на рубеж XIII–XIV веков. Феномен куртуазного искусства около 1400 года, когда был выработан фактически общий европейский художественный язык — так называемая интернациональная готика, лучше всего воплотили в Сиене такие художники, как Симоне Мартини, а также братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Подчеркнутая декоративность и роскошь в сочетании с выразительностью жеста, а также стремление к натуралистичности — вот характерные черты этого стиля. Продолжателями этих традиций стали Бартоло ди Фреди и Таддео ди Бартоло, а также Паоло ди Джованни Феи. Последний сумел преобразовать стиль Мартини и Лоренцетти и занять свое место как представитель сиенского «готического маньеризма» конца XIV века. Cиенские художники склонны к игре с ракурсами. Чем сильнее изогнута шея, чем сильнее наклон головы, тем выразительнее кажется им живопись. Произведения из Сиены того времени практически безошибочно можно определить по особому, раскосому разрезу глаз (этот тип идет еще от Дуччо). 

Готика оставалась магистральной линией в Сиене вплоть до середины XV века. Сиенские мастера Кватроченто — Сассетта, Джованни ди Паоло, Сано ди Пьетро — активно внедряли опыт ренессансных мастеров, но в итоге все равно возвращались к более привычной для них манере изображения. Даже в 1460-х годах мы увидим золотые фоны, яркий локальный колорит, причудливые ракурсы, готические утонченные формы. Сиенцы с большим умением развивают пространство интерьера, но почти не пользуются одним из главных достижений ренессансной живописи — прямой перспективой. 

Среди прибывших на выставку уникальных экспонатов из Италии — десять деревянных табличек, служивших обложками расходных книг казначейства. «Таволетты Биккерны» исключительно сиенское явление, редкий пример светского искусства, существовавшего с XIII до конца XVII века. К выполнению этой работы привлекали лучших художников Сиены: братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других. По сути, «Таволетты Биккерны» предвосхитили появление современных банковских документов. Логично, что их появление на выставке помог осуществить давний партнер музея Банк ВТБ, благодаря чему зрители получили возможность увидеть уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, публично практически не выставляющиеся. 

Сиена на заре Ренессанса. Произведения из Национальной пинакотеки в Сиене, Государственного архива Сиены, музеев Тосканы и ГМИИ им. А.С.Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
25 июня - 3 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+