18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алиса Дудакова-Кашуро

Галактика Малевича и туманность Хлебникова: ММОМА четверть века
Как часто бывает в подобных случаях, выбор работ для юбилейной выставки к 25-летию Московского музея современного искусства «Вещи и видения» во многом произволен, но кураторы постарались найти лейтмотивы
11.11.2024
Галактика Малевича и туманность Хлебникова: ММОМА четверть века
Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов», сделанная в сотрудничестве с Бахрушинским музеем, посвящена недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества режиссера
01.11.2024
Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Аристарх Чернышев: «Создавая работы, пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор»
В пространстве BoscoVesna идет выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика». Мы поговорили с медиахудожником о нейросетях, концепции «естественных технологий» и о том, как изменилось за последние 30 лет отношение российского бизнеса к искусству
28.10.2024
Аристарх Чернышев: «Создавая работы, пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор»
Маргарита Пушкина: «Наша задача — сделать так, чтобы русские коллекционеры ценили и покупали русское искусство»
В преддверии 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая пройдет с 25 по 27 октября на новой выставочной площадке «Тимирязев Центр», мы поговорили с ее основательницей Маргаритой Пушкиной
10.10.2024
Маргарита Пушкина: «Наша задача — сделать так, чтобы русские коллекционеры ценили и покупали русское искусство»
Незаметный юбилей нашумевшей Бульдозерной выставки
Рассказываем, как арт-сообщество вспоминало прошедшую 50 лет назад Бульдозерную выставку, на которой художники-нонконформисты впервые публично заявили о себе. Ей посвятили игрушечную акцию, видеоигру, дискуссию и экспозицию
07.10.2024
Незаметный юбилей нашумевшей Бульдозерной выставки
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы
Каталог к выставке «Работать и жить» в Центре «Зотов» показывает, что конструктивизм еще способен удивить. Не только демонстрацией нереализованных проектов, но и за счет сопоставления разных векторов внутри одного большого стиля
16.08.2024
О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы
Маяковского провели от мема к мифу и обратно
На выставке в Центре «Зотов» агитационные «Окна РОСТА» трактуются как протомемы
15.08.2024
Маяковского провели от мема к мифу и обратно
Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них
Проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. Здесь все продумано так, чтобы было интересно и взрослым, и детям
09.08.2024
Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них
Мода как голос эпохи: о чем говорит fashion - фотография
Основанный Еленой Карисаловой Фонд Still Art вот уже пять лет занимается популяризацией и развитием fashion-фотографии в России. Жемчужины из коллекции фонда позволяют проследить историю жанра
07.07.2024
Мода как голос эпохи: о чем говорит fashion - фотография
От A до Z с остановкой в Ленинграде: книга о Евгении Михнове-Войтенко
Музей AZ запустил новую издательскую серию, посвященную авторам, которые представлены в его собрании. Первой в серии стала книга о ленинградском художнике-нонконформисте Евгении Михнове-Войтенко, которого неплохо знают в Питере, но пока мало в Москве
28.06.2024
От A до Z с остановкой в Ленинграде: книга о Евгении Михнове-Войтенко
Что будет, если возвести в квадрат «Черный квадрат»
Выставка в «ГЭС-2» демонстрирует звездный состав имен и работ, показывая траектории развития современного искусства, берущие начало от «Черного квадрата»
28.06.2024
Что будет, если возвести в квадрат «Черный квадрат»
Авдей Тер-Оганьян: «Мы против декадентства. Это снобистское явление неуничтожаемо»
Художник сколотил «Красный кружок» и вместе с учениками делает выставки, в которых вопросы искусства раскрываются через юмор. Мы поговорили с ним о «здоровом» концептуализме, обидчивых зрителях и о том, может ли плохое искусство быть хорошим
26.06.2024
Авдей Тер-Оганьян: «Мы против декадентства. Это снобистское явление неуничтожаемо»
Выставка в Stella Art Foundation дарит негу и успокоение
«О всех вещах, там обитающих» объединила трех художниц и три медиума: графику, фотографию и видео. Случайные предметы, моменты движения, безделушки, выхваченные авторским вниманием из потока времени, оказывают на зрителя терапевтическое воздействие
27.05.2024
Выставка в Stella Art Foundation дарит негу и успокоение
Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»
Знаменитый архитектор Константин Мельников сам называл свою деятельность по проектированию гаражей «монопольным захватом». В истории с гаражом «Интуриста», поведанной в книге Ольги Шурыгиной, отразилось немало противоречий той эпохи
24.05.2024
Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»
«В моем случае — ни в коем случае»: памяти Валерия Чтака
После продолжительной болезни ушел из жизни художник Валерий Чтак. Его называют концептуалистом, сам же он мог назвать себя и дадаистом. Вспоминаем известного и неизвестного Чтака: художника, музыканта и просто человека с очень небанальным мышлением
23.05.2024
«В моем случае — ни в коем случае»: памяти Валерия Чтака
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
В Суздаль — за пощечиной общественному вкусу
Ближайшие арт-выходные, которые ежемесячно устраивает в Суздале команда МИРА центра, посвящены футуризму и дадаизму. Программа включает разные виды искусств. В меню на 28–29 апреля — нарумяненные вши, хор гонолулу, интонарумори и анемичное кино
25.04.2024
В Суздаль — за пощечиной общественному вкусу
Мэджик пипл, вуду пипл: обзор основного проекта 60-й Венецианской биеннале
В выставке «Чужестранцы повсюду» задействован 331 художник. Произведения, отражающие сюжеты племенных мифологий и ритуальные практики, соседствуют с актуальными работами на темы миграции и идентичности, собираясь в яркую кросс-культурную мозаику
24.04.2024
Мэджик пипл, вуду пипл: обзор основного проекта 60-й Венецианской биеннале
На крючке: текстильная эйфория в современном искусстве
Разбираемся с теорией и практикой текстильного искусства на примере работ современных российских художников с нескольких московских выставок
22.04.2024
На крючке: текстильная эйфория в современном искусстве
Ирина Корина: «Мне бы хотелось, чтобы каждый зритель по-своему расшифровал элементы моих объектов»
На фасаде и в интерьерах BoscoVesna на Новом Арбате в Москве появились арт-объекты Ирины Кориной, проект называется «Природа вещей». Мы расспросили художницу о том, что зашифровано в скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры
16.04.2024
Ирина Корина: «Мне бы хотелось, чтобы каждый зритель по-своему расшифровал элементы моих объектов»
Селфи с точки зрения философа: Гройс о современных нарциссах
Люди работают над художественным образом своих «публичных трупов», чтобы другие не превратили их в реди-мейд. Философ полагает, что Нарцисс из мифа был охвачен примерно таким же стремлением — правда, сегодня на общую картину влияют еще и технологии
12.04.2024
Селфи с точки зрения философа: Гройс о современных нарциссах
Венеция рукоплещет аутсайдерам
Основной проект 60-й Венецианской биеннале посвящен художникам, ощущающим себя чужаками на родине, за границей или внутри системы арт-мира. Проекты национальных павильонов не всегда перекликаются с магистральной темой
11.04.2024
Венеция рукоплещет аутсайдерам
Первый спектакль-галерея собирает арт-эскадрилью
Сценография нового ретрофутуристического спектакля «Нур эскадрилья» в независимом театре «Пространство внутри» включает сменяемый арт-объект. Мы разузнали подробности у режиссера Екатерины Троепольской и художницы Ясмины Омерович
11.03.2024
Первый спектакль-галерея собирает арт-эскадрилью
Рождение инсталляции из духа советского андерграунда
Монография Светланы Макеевой про зарождение и развитие жанра «у них» и «у нас» рассматривает историю вопроса в целом, но все же глава о становлении этой формы искусства в России выглядит наиболее важной
07.03.2024
Рождение инсталляции из духа советского андерграунда
Объект, скелет и силуэт: непривычный женский портрет
Представляем подборку автопортретов современных женщин-художниц, но не простых. В этих произведениях не осталось ничего — или почти ничего — от действительного облика их создательниц
07.03.2024
Объект, скелет и силуэт: непривычный женский портрет
В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма
Изюминка экспозиции — недавно открытый архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, который в 1930-е был пионером новой науки эргономики, а также уникальные чертежи и фотографии из Екатеринбурга и Новосибирска
05.03.2024
В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма
О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna
На фасаде и в интерьерах торгового центра BoscoVesna появились арт-объекты Ирины Кориной. В скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры, зашифрованы истории, но придумать их предлагается зрителю
01.03.2024
О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna
Александра Паперно: «Люди создали границы даже на небе»
Художница Александра Паперно, которая увековечила отмененные созвездия и возвела падающую колонну, раскрывает в интервью ключевую тему своего искусства и идею нового проекта, где избушка Бабы-яги рассматривается как образец модернистской архитектуры
29.02.2024
Александра Паперно: «Люди создали границы даже на небе»
Объявлен шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Шорт-лист номинантов на ежегодную премию за 2023 год включает лидеров в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад»
29.02.2024
Объявлен шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале
В заключительной части проекта «Названо Вазари» произведения маньеристов и наших современников оттеняют друг друга, обнаруживая между собой немало общего. Да и сегодняшний мир, как показывает экспозиция, переживает те же кризисы, что и 500 лет назад
07.02.2024
Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале
Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа
Резонно ли судить о художниках через теорию архетипов? Если даже и да, то вряд ли на основании произвольного причисления конкретного человека к той или иной архетипической модели
02.02.2024
Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа
60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих
Триумфаторами основного проекта биеннале под названием «Чужестранцы повсюду» станут аутсайдеры арт-мира, художники «вне закона» и представители коренных народов «глобального Юга», искусство которых зачастую связано с традиционными ремеслами
01.02.2024
60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих
Конструктивисты инкогнито
Представляем пять малоизвестных и неочевидных героев конструктивизма, о которых нам напомнили выставки в Центре «Зотов»
24.01.2024
Конструктивисты инкогнито
Автоскульптуру Вольфа Фостелля в Кёльне не удается перепарковать
Автомобиль марки Opel в бетонном саркофаге с 1989 года занимает центральную полосу одной из трасс в Кёльне. До конца 2023 года его планировали переместить на настоящее парковочное место, но оно оказалось слишком узким
23.01.2024
Автоскульптуру Вольфа Фостелля в Кёльне не удается перепарковать
Пресня в лицах: в «Зотове» выстроили образ района из воспоминаний его жителей
Необычный проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов» приглашает заблудиться в лабиринте улиц и воспоминаний. Мы подготовили путеводитель по разделам выставки, который позволит не упустить главное
21.12.2023
Пресня в лицах: в «Зотове» выстроили образ района из воспоминаний его жителей
Культурное производство зрителя: от МЖК к «ГЭС-2»
Современная выставка часто сопровождается параллельными проектами, и мы воспринимаем это как данность, но для возникновения и утверждения таких гибридных выставочных событий потребовалось около 100 лет эволюции культурных институций и самого зрителя
18.12.2023
Культурное производство зрителя: от МЖК к «ГЭС-2»
Ян Гинзбург: «Мои проекты не являются концептуалистской игрой в поддельного героя»
Художник Ян Гинзбург поделился мыслями о том, зачем он делает других авторов героями своих коллажей и инсталляций, как его новая выставка обезвреживает Эдуарда Лимонова и что отличает художника, работающего с архивом, от архивиста
15.12.2023
Ян Гинзбург: «Мои проекты не являются концептуалистской игрой в поддельного героя»
Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития
Генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова поделилась с нашим изданием первыми достижениями своей команды и планами на год грядущий, а кураторы Полина Стрельцова и Анна Замрий рассказали о текущей и будущей выставках
06.12.2023
Центру «Зотов» — год: конструктивный диалог об ударных темпах его развития
В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти
Ностальгическая выставка ведет отсчет от 1920-х годов: ее нарратив сформирован воспоминаниями жителей столичного района Пресня. Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю»
01.12.2023
В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти
Владимир Чернышев: «Внимание в моих работах смещается в сторону невечного и ненадежного»
Нижегородский художник использует в своей практике гудрон, канифоль, копирку и заброшенные пространства. Он рассказал нам, почему выбирает странные материалы и места без контекста и зачем подвешивает лодки к потолку и ставит остановку в чаще
27.11.2023
Владимир Чернышев: «Внимание в моих работах смещается в сторону невечного и ненадежного»
Устами конструктивизма глаголет эпоха — уже больше столетия
Каталог выставки «Логос: голос конструктивизма», получивший этой осенью награду за выдающийся дизайн, обладает не менее выдающимся содержанием. По сути, здесь происходит научная расшифровка «шума времени», запечатленного в разного рода произведениях
24.11.2023
Устами конструктивизма глаголет эпоха — уже больше столетия
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Концепция изоляции: «ГЭС-2» и студия «Тихая» запустили проекты для одного зрителя
Московский «ГЭС-2» приглашает уединиться во чреве кита, а в Нижнем Новгороде можно в одиночку исследовать студию «Тихая». Перед единственным зрителем раскрываются два подхода: театрализованные эффекты или концептуальная сдержанность
17.11.2023
Концепция изоляции: «ГЭС-2» и студия «Тихая» запустили проекты для одного зрителя
«Смена» растет: Казань готовит новые арт-инициативы
Независимый Центр современной культуры «Смена» в Казани приурочил к своему десятилетнему юбилею открытие нового галерейного пространства и запуск первой ярмарки современного волжского искусства «Размером с книгу»
15.11.2023
«Смена» растет: Казань готовит новые арт-инициативы
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Пять идей об искусстве идей — и одно неизбежное но
На русский переведен сборник австралийского арт-критика Терри Смита о концептуальном искусстве и, шире, концептуализме. Теоретический и практический опыт автора любопытен, но локален, чтобы претендовать на осмысление феномена в планетарном масштабе
27.10.2023
Пять идей об искусстве идей — и одно неизбежное но
Снова Родченко, но не совсем тот, к которому мы привыкли
Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию в Центре «Зотов» включены личные вещи, письма и дневниковые записи, которые показывают Александра Родченко с личной, «душевной» стороны
27.10.2023
Снова Родченко, но не совсем тот, к которому мы привыкли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+