18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алиса Дудакова-Кашуро

Современное искусство на службе у северной деревни
В двух деревнях недалеко от Сыктывкара энтузиасты, примкнувшие к движению «Том Сойер Фест», пытаются сохранить три объекта дореволюционного деревянного зодчества. Художники тоже внесли свою лепту в этот процесс, проведя арт-консервацию
19.03.2025
Современное искусство на службе у северной деревни
Ольга Тобрелутс: «Живопись — очень ревнивая дама»
К открытию 14 марта большой выставки Ольги Тобрелутс в Фонде культуры «Екатерина» мы поговорили с художницей о том, как в ее творчестве случился поворот от медиа-арта к живописи, а в жизни — от андерграундных вечеринок к уединению в деревне
13.03.2025
Ольга Тобрелутс: «Живопись — очень ревнивая дама»
Памятник научным ошибкам? «Русский эксперимент» наконец перевели
Первое обстоятельное исследование русского авангарда и его истоков, написанное Камиллой Грей более 60 лет назад, теперь доступно на русском языке. Хотя актуальность книги ставится под сомнение на ее же страницах
07.03.2025
Памятник научным ошибкам? «Русский эксперимент» наконец перевели
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
Джон Боулт и Николетта Мислер: «Русское искусство — это искусство крайностей»
Мы расспросили чету искусствоведов, внесшую весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, об опыте стажировок в СССР, встречах со свидетелями художественного процесса начала XX века и перспективах авангардоведения
12.02.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер: «Русское искусство — это искусство крайностей»
Калифорнийские пожары погубили искусство на миллионы
Жители районов и пригородов Лос-Анджелеса бежали от огня, не успевая вывезти самое ценное. В пепел превратились дома коллекционеров, мастерские художников и галереи. Рассказываем о последствиях пожара для местного арт-сообщества
07.02.2025
Калифорнийские пожары погубили искусство на миллионы
Выставка «Мы звуколюди!» аккумулирует музыкальную энергию русского авангарда
Экспозиция в Российском национальном музее музыки демонстрирует экспериментальные партитуры и инструменты, показывает, как выглядит звук, и предлагает зрителю примерить на себя роль музыканта из самодеятельного пролетарского ансамбля
29.01.2025
Выставка «Мы звуколюди!» аккумулирует музыкальную энергию русского авангарда
Меер Айзенштадт: руинируя архитектоны и превращаясь в марабу
Первая монография о самобытном скульпторе, выпускнике ВХУТЕИНа и несостоявшемся авторе архитектурно-скульптурных ансамблей, включает искусствоведческие эссе, воспоминания близких и множество ранее не публиковавшихся рисунков и фотографий
17.01.2025
Меер Айзенштадт: руинируя архитектоны и превращаясь в марабу
Другое «другое искусство»: галопом по Восточной Европе
Беглый обзор передового искусства стран соцлагеря, охватывающий период с 1950-х по 2010-е годы, теперь доступен русскоязычному читателю. Как ни странно, этот материал нашей публике почти неизвестен
29.11.2024
Другое «другое искусство»: галопом по Восточной Европе
«Зотов» вышел на новую орбиту осмысления конструктивизма
Почему конструктивизм мог возникнуть только в нашей стране? Об этом рассказывает выставка «Русское невероятное» в Центре «Зотов»
27.11.2024
«Зотов» вышел на новую орбиту осмысления конструктивизма
Галактика Малевича и туманность Хлебникова: ММОМА четверть века
Как часто бывает в подобных случаях, выбор работ для юбилейной выставки к 25-летию Московского музея современного искусства «Вещи и видения» во многом произволен, но кураторы постарались найти лейтмотивы
11.11.2024
Галактика Малевича и туманность Хлебникова: ММОМА четверть века
Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»
Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов», сделанная в сотрудничестве с Бахрушинским музеем, посвящена недолгому (с 1922 по 1924 год), но продуктивному конструктивистскому периоду творчества режиссера
01.11.2024
Всеволода Мейерхольда у руля театральной машины показывают в Центре «Зотов»
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Аристарх Чернышев: «Создавая работы, пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор»
В пространстве BoscoVesna идет выставка Аристарха Чернышева «Техноорганика». Мы поговорили с медиахудожником о нейросетях, концепции «естественных технологий» и о том, как изменилось за последние 30 лет отношение российского бизнеса к искусству
28.10.2024
Аристарх Чернышев: «Создавая работы, пользуюсь знаниями, которые получил как инженер-конструктор»
Маргарита Пушкина: «Наша задача — сделать так, чтобы русские коллекционеры ценили и покупали русское искусство»
В преддверии 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая пройдет с 25 по 27 октября на новой выставочной площадке «Тимирязев Центр», мы поговорили с ее основательницей Маргаритой Пушкиной
10.10.2024
Маргарита Пушкина: «Наша задача — сделать так, чтобы русские коллекционеры ценили и покупали русское искусство»
Незаметный юбилей нашумевшей Бульдозерной выставки
Рассказываем, как арт-сообщество вспоминало прошедшую 50 лет назад Бульдозерную выставку, на которой художники-нонконформисты впервые публично заявили о себе. Ей посвятили игрушечную акцию, видеоигру, дискуссию и экспозицию
07.10.2024
Незаметный юбилей нашумевшей Бульдозерной выставки
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы
Каталог к выставке «Работать и жить» в Центре «Зотов» показывает, что конструктивизм еще способен удивить. Не только демонстрацией нереализованных проектов, но и за счет сопоставления разных векторов внутри одного большого стиля
16.08.2024
О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы
Маяковского провели от мема к мифу и обратно
На выставке в Центре «Зотов» агитационные «Окна РОСТА» трактуются как протомемы
15.08.2024
Маяковского провели от мема к мифу и обратно
Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них
Проект «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу» будет идти в Еврейском музее и центре толерантности до конца летних каникул и еще немного в сентябре. Здесь все продумано так, чтобы было интересно и взрослым, и детям
09.08.2024
Выставка-путешествие по биографии Марка Шагала учит замечать чудеса и верить в них
Мода как голос эпохи: о чем говорит fashion - фотография
Основанный Еленой Карисаловой Фонд Still Art вот уже пять лет занимается популяризацией и развитием fashion-фотографии в России. Жемчужины из коллекции фонда позволяют проследить историю жанра
07.07.2024
Мода как голос эпохи: о чем говорит fashion - фотография
От A до Z с остановкой в Ленинграде: книга о Евгении Михнове-Войтенко
Музей AZ запустил новую издательскую серию, посвященную авторам, которые представлены в его собрании. Первой в серии стала книга о ленинградском художнике-нонконформисте Евгении Михнове-Войтенко, которого неплохо знают в Питере, но пока мало в Москве
28.06.2024
От A до Z с остановкой в Ленинграде: книга о Евгении Михнове-Войтенко
Что будет, если возвести в квадрат «Черный квадрат»
Выставка в «ГЭС-2» демонстрирует звездный состав имен и работ, показывая траектории развития современного искусства, берущие начало от «Черного квадрата»
28.06.2024
Что будет, если возвести в квадрат «Черный квадрат»
Авдей Тер-Оганьян: «Мы против декадентства. Это снобистское явление неуничтожаемо»
Художник сколотил «Красный кружок» и вместе с учениками делает выставки, в которых вопросы искусства раскрываются через юмор. Мы поговорили с ним о «здоровом» концептуализме, обидчивых зрителях и о том, может ли плохое искусство быть хорошим
26.06.2024
Авдей Тер-Оганьян: «Мы против декадентства. Это снобистское явление неуничтожаемо»
Выставка в Stella Art Foundation дарит негу и успокоение
«О всех вещах, там обитающих» объединила трех художниц и три медиума: графику, фотографию и видео. Случайные предметы, моменты движения, безделушки, выхваченные авторским вниманием из потока времени, оказывают на зрителя терапевтическое воздействие
27.05.2024
Выставка в Stella Art Foundation дарит негу и успокоение
Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»
Знаменитый архитектор Константин Мельников сам называл свою деятельность по проектированию гаражей «монопольным захватом». В истории с гаражом «Интуриста», поведанной в книге Ольги Шурыгиной, отразилось немало противоречий той эпохи
24.05.2024
Что скрыто за авангардным фасадом гаража «Интуриста»
«В моем случае — ни в коем случае»: памяти Валерия Чтака
После продолжительной болезни ушел из жизни художник Валерий Чтак. Его называют концептуалистом, сам же он мог назвать себя и дадаистом. Вспоминаем известного и неизвестного Чтака: художника, музыканта и просто человека с очень небанальным мышлением
23.05.2024
«В моем случае — ни в коем случае»: памяти Валерия Чтака
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
В Суздаль — за пощечиной общественному вкусу
Ближайшие арт-выходные, которые ежемесячно устраивает в Суздале команда МИРА центра, посвящены футуризму и дадаизму. Программа включает разные виды искусств. В меню на 28–29 апреля — нарумяненные вши, хор гонолулу, интонарумори и анемичное кино
25.04.2024
В Суздаль — за пощечиной общественному вкусу
Мэджик пипл, вуду пипл: обзор основного проекта 60-й Венецианской биеннале
В выставке «Чужестранцы повсюду» задействован 331 художник. Произведения, отражающие сюжеты племенных мифологий и ритуальные практики, соседствуют с актуальными работами на темы миграции и идентичности, собираясь в яркую кросс-культурную мозаику
24.04.2024
Мэджик пипл, вуду пипл: обзор основного проекта 60-й Венецианской биеннале
На крючке: текстильная эйфория в современном искусстве
Разбираемся с теорией и практикой текстильного искусства на примере работ современных российских художников с нескольких московских выставок
22.04.2024
На крючке: текстильная эйфория в современном искусстве
Ирина Корина: «Мне бы хотелось, чтобы каждый зритель по-своему расшифровал элементы моих объектов»
На фасаде и в интерьерах BoscoVesna на Новом Арбате в Москве появились арт-объекты Ирины Кориной, проект называется «Природа вещей». Мы расспросили художницу о том, что зашифровано в скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры
16.04.2024
Ирина Корина: «Мне бы хотелось, чтобы каждый зритель по-своему расшифровал элементы моих объектов»
Селфи с точки зрения философа: Гройс о современных нарциссах
Люди работают над художественным образом своих «публичных трупов», чтобы другие не превратили их в реди-мейд. Философ полагает, что Нарцисс из мифа был охвачен примерно таким же стремлением — правда, сегодня на общую картину влияют еще и технологии
12.04.2024
Селфи с точки зрения философа: Гройс о современных нарциссах
Венеция рукоплещет аутсайдерам
Основной проект 60-й Венецианской биеннале посвящен художникам, ощущающим себя чужаками на родине, за границей или внутри системы арт-мира. Проекты национальных павильонов не всегда перекликаются с магистральной темой
11.04.2024
Венеция рукоплещет аутсайдерам
Первый спектакль-галерея собирает арт-эскадрилью
Сценография нового ретрофутуристического спектакля «Нур эскадрилья» в независимом театре «Пространство внутри» включает сменяемый арт-объект. Мы разузнали подробности у режиссера Екатерины Троепольской и художницы Ясмины Омерович
11.03.2024
Первый спектакль-галерея собирает арт-эскадрилью
Рождение инсталляции из духа советского андерграунда
Монография Светланы Макеевой про зарождение и развитие жанра «у них» и «у нас» рассматривает историю вопроса в целом, но все же глава о становлении этой формы искусства в России выглядит наиболее важной
07.03.2024
Рождение инсталляции из духа советского андерграунда
Объект, скелет и силуэт: непривычный женский портрет
Представляем подборку автопортретов современных женщин-художниц, но не простых. В этих произведениях не осталось ничего — или почти ничего — от действительного облика их создательниц
07.03.2024
Объект, скелет и силуэт: непривычный женский портрет
В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма
Изюминка экспозиции — недавно открытый архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, который в 1930-е был пионером новой науки эргономики, а также уникальные чертежи и фотографии из Екатеринбурга и Новосибирска
05.03.2024
В Центре «Зотов» показывают архитектуру конструктивизма
О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna
На фасаде и в интерьерах торгового центра BoscoVesna появились арт-объекты Ирины Кориной. В скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры, зашифрованы истории, но придумать их предлагается зрителю
01.03.2024
О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna
Александра Паперно: «Люди создали границы даже на небе»
Художница Александра Паперно, которая увековечила отмененные созвездия и возвела падающую колонну, раскрывает в интервью ключевую тему своего искусства и идею нового проекта, где избушка Бабы-яги рассматривается как образец модернистской архитектуры
29.02.2024
Александра Паперно: «Люди создали границы даже на небе»
Объявлен шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Шорт-лист номинантов на ежегодную премию за 2023 год включает лидеров в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад»
29.02.2024
Объявлен шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале
В заключительной части проекта «Названо Вазари» произведения маньеристов и наших современников оттеняют друг друга, обнаруживая между собой немало общего. Да и сегодняшний мир, как показывает экспозиция, переживает те же кризисы, что и 500 лет назад
07.02.2024
Современное искусство XVI и XXI веков показывают в нижегородском Арсенале
Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа
Резонно ли судить о художниках через теорию архетипов? Если даже и да, то вряд ли на основании произвольного причисления конкретного человека к той или иной архетипической модели
02.02.2024
Деятели русского авангарда на сеансе психоанализа
60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих
Триумфаторами основного проекта биеннале под названием «Чужестранцы повсюду» станут аутсайдеры арт-мира, художники «вне закона» и представители коренных народов «глобального Юга», искусство которых зачастую связано с традиционными ремеслами
01.02.2024
60-я Венецианская биеннале будет чествовать чужих среди своих
Конструктивисты инкогнито
Представляем пять малоизвестных и неочевидных героев конструктивизма, о которых нам напомнили выставки в Центре «Зотов»
24.01.2024
Конструктивисты инкогнито
Автоскульптуру Вольфа Фостелля в Кёльне не удается перепарковать
Автомобиль марки Opel в бетонном саркофаге с 1989 года занимает центральную полосу одной из трасс в Кёльне. До конца 2023 года его планировали переместить на настоящее парковочное место, но оно оказалось слишком узким
23.01.2024
Автоскульптуру Вольфа Фостелля в Кёльне не удается перепарковать
Пресня в лицах: в «Зотове» выстроили образ района из воспоминаний его жителей
Необычный проект «Пресня: выставка моей памяти» в Центре «Зотов» приглашает заблудиться в лабиринте улиц и воспоминаний. Мы подготовили путеводитель по разделам выставки, который позволит не упустить главное
21.12.2023
Пресня в лицах: в «Зотове» выстроили образ района из воспоминаний его жителей
Культурное производство зрителя: от МЖК к «ГЭС-2»
Современная выставка часто сопровождается параллельными проектами, и мы воспринимаем это как данность, но для возникновения и утверждения таких гибридных выставочных событий потребовалось около 100 лет эволюции культурных институций и самого зрителя
18.12.2023
Культурное производство зрителя: от МЖК к «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+