Вечные ценности: наивное и самодеятельное искусство из коллекции «Царицыно»
На выставке можно увидеть около 190 работ 70 художников, представляющих российское наивное и самодеятельное искусство второй половины XX века. Все работы — из коллекции «Царицыно», которую в 1990-е годы собрал сотрудник музея Вадим Помещиков и которая впервые демонстрируется столь масштабно. Несколько авторов (такие как Катя Медведева, Иван Никифоров, Владимир Зазнобин, Анна Дикарская) хорошо знакомы зрителю и уже стали «классиками» наивного искусства. Другие пока известны лишь экспертам, но обещают стать событием выставки. В числе недавних ярких открытий — скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева.Наивное искусство поражает естественностью и свободой в обращении с законами искусства «ученого». Художник изображает не столько то, что видит, сколько то, что знает о предмете. Это ведет мастера к схематизации и ясности, а в результате изображенное становится одновременно и проще, и значительнее. В мире наивного искусства можно все — прижаться щекой к пантере, отрастить бороду-самобранку, без крови освоить целину, переехать в просторную квартиру с красными обоями и встретить обеспеченную старость. Здесь не всегда действуют законы времени, гравитации и перспективы, но сюжеты повседневной жизни неизменно обретают вес и значимость мифа.Свобода от влияния канонов сочетается у наивных авторов со стремлением ограничить круг сюжетов лишь самыми важными для большинства людей событиями и явлениями. Именно базовые элементы бытия — ученые называют их архетипами — и задают структуру выставки, которая состоит из десяти разделов: «Пространство», «Начало и конец», «Родина (потерянный рай)», «Изобилие», «Праздник», «Герой», «Любовь», «Празверь», «Советский миф», «Копии и пересказы».