На ежегодной конференции Deloitte Art Finance был презентован долгожданный отчет, подготовленный финансовым консалтингом Deloitte совместно с аналитиком художественного рынка ArtTactic. Арт-рынок привык получать его в начале года, а нынешний серьезно запаздывал. Как бы в оправдание Deloitte включил в отчетный период и первое полугодие 2014-го — и как бы невзначай получил лучшие результаты за всю историю художественного рынка. Вслед выпустил свой промежуточный отчет (июль 2013 года — июль 2014 года) парижский Artprice, снова с акцентом на небывалых продажах первых кварталов и с прозрачными намеками на успешное продолжение. В кулуарах вовсю заговорили о том, что текущий сезон тянут за уши на рекорд и выпуск обоих материалов приурочен к осенним торгам ведущих аукционных домов, провоцируя коллекционеров на новые подвиги.
Все вроде бы тому способствует. Этот год добавил к циклической, метастазами, рецессии геополитическую нестабильность, санкции на отдельных территориях и их последствия для остального мира — так что сегодняшний инвестор тысячу раз подумает о последствиях; а инвестиции в искусство — вполне вариант, чтобы снизить риски. Правда, традиционно упоминаемые 12,6% годовых были заметно скорректированы: в 2013 году Mei&Moses All Art Index показал 7% для предметов художественного рынка (когда индекс S&P 500 показывал 7,4%). Пусть даже так, 7% — это среднеевропейская норма прибыли для инвестора последние несколько лет, а сектор современного искусства у Mei&Moses показал 10,5% годовых. Чем не вариант?
Не случайно на конференции Deloitte Art Finance более половины докладов было посвящено стабилизации бизнеса при помощи художественных ценностей — от размещения в арт-фондах и специализированных хранилищах на территории нейтральных стран до срочной монетизации: легального вывода предметов искусства из нестабильных регионов и обращения в живые деньги. И каждая вторая компания, принимавшая участие в конференции, в портфеле имела специальное предложение для России или Украины, чьи коллекционеры имеют значительные собрания внутри страны.
И в целом ощущение: идет планомерная подготовка к новому экономическому кризису. Его предвестником всегда оказывается небывалый подъем, горячечное возбуждение на некоторых рынках, на художественном в первую очередь, ажиотаж со все более и более ощутимым привкусом аврала. Смотрим дальше статистику: новейший Barclay’s Report фиксирует 9% искусства и предметов коллекционирования среди активов сверхбогатых людей (в прошлом сезоне — 6,5%), 76% мировых коллекционеров учитывают в приобретении художественных ценностей инвестиционную составляющую (53% в минувшем году), 76% профессионалов арт-рынка считают, что арт-инвестиции должны быть включены в сферу услуг wealth management (62% в 2013 году), 36% банков на это успешно отреагировали введением соответствующих сервисов (33% в прошлом сезоне). Число финансовых арт-фондов на октябрь 2014 года возросло до 72, едва доходя до отметки 60 в декабре 2013-го; на 20% увеличилось количество залоговых компаний, работающих с предметами искусства, подготовив активы для работы с $20 млрд (сегодня в залоге находится чуть более $9 млрд). Очевидно: рынок растет. Подъем? Нет, подготовка к кризису. На этот раз продуманная и заблаговременная.