Когда: 10 февраля 2008
Где: Фонд и коллекция Эмиля Георга Бюрля, Цюрих, Швейцария
Что: Картины Винсента Ван Гога «Цветущая ветка каштана», Эдгара Дега «Граф Лепик с дочерьми», Клода Моне «Маки в окрестностях Ветея», Поля Сезанна «Мальчик в красном жилете»
Судьба: Две работы найдены, местонахождение остальных неизвестно
Когда: 19–20 мая 2010
Где: Музей современного искусства, Париж, Франция
Что: Картины Жоржа Брака «Оливы близ Эстака», Фернана Леже «Натюрморт с подсвечниками», Анри Матисса «Пастораль», Амедео Модильяни «Женщина с веером», Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: 30 июля 2008
Где: Одесский музей западного и восточного искусства, Одесса, Украина
Что: Картина Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды»
Судьба: Найдена, находится в реставрационном центре в Киеве
* Существуют сомнения в атрибуции картины. В случае опровержения авторства Караваджо ее оценка может снизиться примерно в 200 раз.
Когда: 27 августа 2003
Где: Замок Драмланриг, Шотландия, Великобритания
Что: Картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном»
Судьба: Возвращена
Когда: 23 августа 2004
Где: Музей Эдварда Мунка, Осло, Норвегия
Что: Картины Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна»
Судьба: Обнаружены в поврежденном состоянии
Когда: 26–27 февраля 2007
Где: Квартира Дианы Видмайер-Пикассо, Париж, Франция
Что: Картины Пабло Пикассо «Майя с куклой» и «Портрет Жаклин», рисунок «Мари-Терез в 21 год»
Судьба: Найдены и возвращены владелице
Когда: 6 октября 2012
Где: Музей Кюнстхал, Роттердам, Нидерланды
Что: Картины Поля Гогена «Женщина перед открытым окном», Анри Матисса «Читающая девочка», Клода Моне «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс», Пабло Пикассо «Голова Арлекина», Люсьена Фрейда «Женщина с закрытыми глазами», Мейера де Хана «Автопортрет»
Судьба: Местонахождение неизвестно; возможно, были уничтожены преступниками
Когда: 21 августа 2010
Где: Музей Мухаммеда Махмуда Халиля, Каир, Египет
Что: Картина Винсента Ван Гога «Маки»
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: Конец декабря 2007
Где: Художественный музей Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия
Что: Картины Пабло Пикассо «Портрет Сюзанн Блох» и Кандидо Портинари «Кофе»
Судьба: Найдены и возвращены в музей
10. $50 млн
Когда: 7 августа 2001
Где: Дом Эстер Копловиц, Мадрид, Испания
Что: 19 картин, в том числе Питера Брейгеля Старшего «Искушение святого Антония», Франсиско Гойи «Падение с осла» и «Качели», Хуана Гриса «Гитара на стуле», Камиля Писсарро «Пейзаж в Эраньи»
Судьба: Десять картин найдено и возвращено владелице
Когда: 14 января 2011
Где: Дом президента «Русского золота» Александра Таранцева, Московская область, Красногорский район, поселок Петрово-Дальнее
Что: Коллекция картин, в том числе Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариат и ювелирные изделия
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: 31 декабря 2009
Где: Музей Кантини, Марсель, Франция
Что: Картина Эдгара Дега «Хор»
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: 18 февраля 2008
Где: Кафедральный собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия
Что: Золотой крест, украшенный жемчугом, изготовленный в Византии в V веке и содержащий, по преданию, частицу креста, на котором был распят Иисус, другие предметы культа
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: 7 декабря 2002
Где: Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Что: Картины Винсента Ван Гога «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид на море в Схевенингене»
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: 18 июня 2012
Где: Частный дом, Оломоуц, Чехия
Что: Картина Пьера-Огюста Ренуара, десятки рисунков Пабло Пикассо и семь антикварных штыков
Судьба: Местонахождение неизвестно
Когда: 10–11 декабря 1994
Где: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Что: 92 азиатских и европейских манускрипта XIII–XVIII веков
Судьба: Похищенное было обнаружено через несколько дней после кражи в съемной квартире, где рукописи временно хранились перед планируемой переправкой в Израиль
Когда: 14 января 2011
Где: Дом президента компании "Русское золото" Александра Таранцева, поселок Петрово-Дальнее Красногорского района Московской области
Что: Коллекция картин, в том числе Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариата и ювелирных изделий
Судьба: Неизвестна
Когда: Не позднее сентября 1995
Где: Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Что: 435 гравюр, 4 титульных листа и авантитул атласа Джона Джеймса Одюбона "Птицы Америки"
Судьба: Похищенное возвращено в библиотеку
Когда: Осень 2012
Где: Спецхранилище Московского государственного университета им. Ломоносова, Москва
Что: Первопечатная двухтомная Библия, изданная в 1450 году Иоганном Гутенбергом
Судьба: Возвращена в спецхранилище
Когда: 31 июля 2006* (дата обнаружения хищений в ходе внутренней проверки)
Где: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Что: 221 экспонат из собрания музея, в основном эмали XV–XIX веков из русского отдела
Судьба: 77 предметов общей стоимостью около $0,5 млн были сданы в ломбарды и скупки, судьба остальных после похищения неизвестна. К настоящему времени в Эрмитаж удалось вернуть 35 экспонатов
Когда: 1999 (обнаружено в 2003)
Где: Астраханская государственная картинная галерея, Астрахань
Что: Картины Ивана Айвазовского "Восход" и Алексея Саврасова "Оттепель"
Судьба: Полотно Саврасова испорчено, картина Айвазовского не обнаружена
Когда: 1 апреля 2008
Где: Квартира Ю. Н. Рериха, Москва
Что: Картины Николая Рериха "Весть Шамбалы" ("Стрела-письмо") (1946), "Тень Учителя" (1947), "Сергий-строитель" (1940), "Бум-Эрдени" (1947)
Судьба: Неизвестна
Когда: 4-5 августа 2014
Где: Плёсский музей-заповедник, Плёс, Ивановская область
Что: пять картин Исаака Левитана, в том числе "Речная заводь", "Розы", "Тихая речка"
Судьба: Пока неизвестна
Когда: 22 сентября 1996
Где: Государственная публичная историческая библиотека
Что: 256 книг, журналов и гравюр XIV–XIX веков
Судьба: Обнаружены и возвращены в библиотеку все похищенное, кроме пяти книг, не самых ценных
Когда: 8–10 сентября 2012
Где: Квартира коллекционера Владимира Мухина, Санкт-Петербург
Что: Десять картин, в том числе Айвазовского, Шильдера, Дубовского, Боголюбова, Мещерского, 16 икон и два пасхальных яйца Фаберже
Судьба: Неизвестна
Когда: Весна 2001
Где: Квартира коллекционера, Санкт-Петербург
Что: Картины Марка Шагала "Хасид" и "Центральный парк Нью-Йорка", И. Айвазовского "Константинополь при лунном свете", А. Лентулова "Дом в лесу" , А. Родченко "Абстракция" и два натюрморта И. Машкова
Судьба: Натюрморты Машкова и "Хасид" Шагала найдены и возвращены владельцу
Когда: 19 июня 2001
Где: Малый зал здания Русского географического общества
Что: Картина Айвазовского "Солнечное затмение в Феодосии в 1851 году"
Судьба: Неизвестна
Когда: Не позднее августа 2006 года
Где: Российский государственный архив литературы и искусства, Москва
Что: Около 2 тыс. рисунков Якова Чернихова
Судьба: Обнаружено 274 рисунка
Когда: 6 апреля 1999
Где: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Что: Картина Василия Перова "Гитарист‑бобыль" (1865) и его же эскиз к картине "Тройка" (1866)
Судьба: Картины обнаружены в 2000 году, возвращены в музей
Когда: 25 мая 1996
Где: Музей музыкальной культуры им. Глинки, Москва
Что: Виола работы Антонио Страдивари и скрипка работы Якоба Штайнера
Судьба: Обнаружены, возвращены в музей
Два рейтинга популярности, если можно так выразиться, художников среди похитителей составлены по различной методологии. В общемировом рейтинге от Art Loss Register учтены все похищения картин за разные годы. Российский рейтинг, составленный на основе базы данных Интерпола, охватывает художников российского происхождения, чьи картины сейчас в розыске.
Лишь одно имя присутствует как в мировом рейтинге, так и в российском — Марк Шагал. На мировой преступной арене он уступает в популярности лишь Пабло Пикассо и американцу Нику Лоуренсу (в 2004 году произошла крупная, «оптовая» кража его работ). В российском рейтинге впереди Шагала только Иван Айвазовский. Кстати, третье место некоего Майорова в российском рейтинге — это также следствие «оптовой» кражи, засвидетельствованной в полицейском протоколе. Примечательно, что работы российско-французского художника Шагала крали по всему миру, но за пределами бывшего СССР. В то же время картины российско-армянского художника Айвазовского похищались преимущественно на территории бывшего СССР, а также в Вене и Лос-Анджелесе (где есть крупная армянская община). Очевидная мысль относительно причин популярности того или иного мастера: воры берут то, что легко сбыть, то есть на что гарантирован хороший спрос со стороны определенной категории покупателей, которых мало волнует факт, что приобретенная работа находится в розыске.
Эта самая категория покупателей на Западе явно предпочитает авангард XX столетия (Пикассо, Шагал, Дали, Миро). Особняком стоит Рембрандт, некоторые работы которого за прошедшие века похищались неоднократно, а одна — Портрет Якоба де Гейна III — даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самое похищаемое в мире полотно: ее крали четырежды. У коллекционеров краденого российского искусства наибольшим спросом явно пользуются передвижники и другие художники-реалисты (Айвазовский, Левитан, Маковский, Коровин). При этом работы российских художников становятся объектами преступления не только в России и странах бывшего СССР. Пример — Иван Похитонов, четыре картины которого были похищены в трех городах Бельгии, где он известен чуть ли не более, чем в России. Соцреализм тоже популярен у международных похитителей произведений искусства, а отсутствие представителей этого стиля в рейтинге объясняется тем, что похищаемые Ленины в Октябре и герои соцсоревнований написаны, как ни странно, разными людьми.
На место художника в «преступных» рейтингах влияет и его плодовитость. Похищение за раз 30 работ Пикассо не редкость, но, кажется, нет такого российского музея или частной коллекции, из которых можно одним махом похитить три десятка работ кого-либо из передвижников.
Число украденных картин: 1147
Число украденных картин: 557
Число украденных картин: 516
Число украденных картин: 505
Число украденных картин: 505
Число украденных картин: 478
Число украденных картин: 343
Число украденных картин: 343
Число украденных картин: 337
Число украденных картин: 336
Число разыскиваемых картин: 21
Число разыскиваемых картин: 18
Число разыскиваемых картин: 15
Число разыскиваемых картин: 8
Число разыскиваемых картин: 7
Число разыскиваемых картин: 6
Число разыскиваемых картин: 5
Число разыскиваемых картин: 5
Число разыскиваемых картин: 4
Число разыскиваемых картин: 4
В России одна из самых громких краж последнего времени произошла в начале августа: из Плёсского государственного музея-заповедника было украдено пять картин Исаака Левитана общей стоимостью 77 млн руб. (каждая из похищенных картин была застрахована на сумму от 13 млн до 20 млн руб.). Между тем в мире ежедневно похищают сотни произведений искусства, нанося ущерб частным коллекционерам и художественным институциям, превышающий десятки миллионов долларов. Большинство таких преступлений совершается в Западной Европе. Объясняется это просто: именно там сосредоточена значительная часть всех мировых культурных ценностей. В России масштабы такого воровства куда скромнее. По данным Министерства внутренних дел, чаще всего преступников интересуют полотна русских художников XIX века, иконы, гравюры и архивные документы.
В Министерстве культуры России поиском похищенных культурных ценностей занимается отдел государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (департамент культурного наследия). В 2005 году была создана Электронная регистрационно-поисковая автоматизированная система (ЭРПАС), где подробно описываются все утраты и хищения. В августе 2010 года Роскомнадзор внес сведения о системе ЭРПАС в реестр федеральных государственных информационных систем. Департамент культурного наследия министерства подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в закон „О вывозе и ввозе культурных ценностей“». Закон предполагается дополнить статьей, посвященной государственной информационной системе в сфере сохранения культурных ценностей.
На сегодняшний день в ЭРПАС зарегистрировано свыше 6 тыс. фактов пропажи, хищения и утрат культурных ценностей, в том числе вывезенных во время Второй мировой войны, а также находящихся в розыске по международным запросам. В базе хранится более 18 тыс. описаний находящихся в розыске и запрещенных к вывозу культурных ценностей. Информация постоянно обновляется. Для того чтобы выявить пропавшие ценности и вернуть их настоящим владельцам, сотрудники отдела ведут мониторинг информации на международном и российском антикварно-художественном рынке, опираясь именно на эти данные.
Широкой публике о самых громких кражах рассказывают в специализированных изданиях (например, «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», «Антикварное обозрение», «Петербургский коллекционер»). Так, на основе сведений из ЭРПАС в 2006–2011 годах издано семь каталогов серии «Нет криминалу на антикварном рынке» с подробной информацией о похищенных культурных ценностях, находящихся в розыске. Двигателем этого процесса во многом была федеральная служба «Росохранкультура» и ее руководитель Анатолий Вилков, который позже написал о деятельности службы почти приключенческую книгу. Кроме того, данные о поиске пропавших и похищенных культурных ценностей публикуются на официальном сайте Министерства культуры. Там можно отслеживать судьбу всех интересующих предметов.
В поисках похищенных ценностей Министерству культуры помогают правоохранительные и таможенные органы, Интерпол, Министерство иностранных дел, а также музеи, архивы, библиотеки, аукционные дома (чаще всего похищенные произведения искусства всплывают именно там). Так, благодаря многолетнему сотрудничеству с правоохранительными органами США в Россию было возвращено более 100 произведений искусства и документов XVII–XX веков, похищенных из российских музеев и архивов в 1990-е — начале 2000-х годов. Сегодня обеими сторонами ведется работа по возвращению еще более 30 рисунков и документов. Впрочем, даже на этом фоне суммарно ущерб от краж культурных ценностей в России в десятки раз меньше, чем за рубежом (там он исчисляется сотнями миллионов долларов). Отчасти это объясняется тем, что наиболее ценные произведения искусства находятся в крупных государственных музеях и хорошо охраняются. Стоимость же работ, находящихся в частных коллекциях, как правило, не столь высока. Кроме того, среди самых дорогих художников прошлого российских имен не так много.
Именно поэтому в России предметами кражи часто становятся не только живописные полотна, но и архивные документы, иконы, старинные книги, украшения. Так, в 2011 году в Вене аукционный дом Dorotheum выставил на продажу фарфоровый медальон с изображением Петра I, созданный в 1780–1790 годах на британской фабрике Wedgwood. Накануне торгов выяснилось, что медальон в 1996 году был похищен из музея-усадьбы «Останкино», а позднее вывезен за границу. По просьбе российского Министерства культуры его сняли с торгов и вернули в Россию. В 2008 году на Christie’s была обнаружена и возвращена икона, похищенная из музея-заповедника «Коломенское» в 1994 году. Аукционные дома крайне щепетильны в таких случаях.
В конце 1980-х — начале 1990-х число преступлений, связанных с похищением культурных ценностей, заметно сократилось, зато в середине 2000-х произошло сразу несколько громких краж. Самая масштабная из них обнаружилась в 2006 году в Эрмитаже. Тогда из отдела русского ювелирного искусства музея исчез 221 экспонат, в том числе иконы, посуда, украшения XVII–XX веков. Кражу совершил сотрудник Эрмитажа, признавший вину. По словам Евгения Черноусова, с 1985 года возглавлявшего Главное управление уголовного розыска МВД СССР, послеперестроечное «затишье» объясняется плохо отлаженным учетом всех совершенных преступлений. Некоторые ценности в музеях похищались не прямо, а завуалированно — с помощью подделки документов, изменения статуса экспонатов. Благодаря этим схемам преступления просто не регистрировались. Отсюда временный провал в статистике. На самом деле, объясняет Черноусов, кражи не прекращались никогда, правда, они и не были столь масштабными, как в Западной Европе. В 2010-е, особенно после реформы МВД 2009–2011 годов, система регистрации преступлений была отлажена, и теперь даже самые мелкие кражи, не говоря о подделке документов, не остаются в тени. Впрочем, это мало влияет на статистику раскрываемости таких дел: многие предметы искусства находятся в розыске десятки лет. «Уровень розыскных мероприятий в России всем известен, искусство не исключение, — уверен владелец галереи «Риджина» и основатель аукциона Vladey Владимир Овчаренко. — Объем краж соответствует объему рынка. Он в России пока не сопоставим с международным, поэтому и кажется, что крадут мало».
Недавняя кража картин Исаака Левитана из Плёсского музея-заповедника еще раз напомнила о том, что и в России распространен популярнейший в мире вид преступного бизнеса — похищение историко-культурных ценностей. Правда, как показывают составленные нами рейтинги самых масштабных преступлений такого рода в мире и в России, крупнейшие художественные кражи в нашей стране на фоне громких подобных преступлений в других странах смотрятся весьма скромно. Ограбление бизнесмена-коллекционера Александра Таранцева, второе по сумме ущерба за всю историю новой России, в общемировом рейтинге занимает скромное 11-е место. Это если брать максимальную оценку ущерба. При минимальной оценке оно и вовсе не попадает в мировой рейтинг. Ущерб от краж, занимающих в российском рейтинге места с 11-го по 15-е включительно, колеблется в интервале от $1 млн до $2 млн. Если взять те же позиции в мировом рейтинге, то оценка ущерба будет колебаться от $20 млн до $50 млн. Наиболее вероятное объяснение этой диспропорции в том, что в российских музеях и частных коллекциях относительно мало произведений искусства, оцениваемых в десятки и сотни миллионов долларов, а те, что есть, слишком хорошо охраняются и потому недоступны преступникам. К тому же, среди художников, чьи картины на мировом арт-рынке ценятся выше всего, не так уж много представителей России. На Западе «культурные» воры отдают явное предпочтение картинам. В России, где с особо дорогостоящими картинами ситуация обстоит хуже, злоумышленники берут не только произведения живописи, но и книги, журналы, гравюры, музыкальные инструменты. Обращает на себя внимание также явный временной провал в российской истории «художественных» преступлений. В мире подобного не наблюдается, живопись рутинно воруют из года в год. Этот провал, по утверждению экспертов, связан с провалом в регистрации подобных преступлений.
Оценка — самый очевидный показатель для рейтинга «художественных» краж. Но проблема в том, насколько точно подсчитан этот ущерб. Характерный пример — украденное в Одессе полотно Караваджо Взятие Христа под стражу (3-е место в мировом рейтинге). Если оценка украденного, а затем обнаруженного благодаря сотрудничеству правоохранительных органов разных стран произведения верна, то это третье по масштабу подобное преступление XXI века, а сумма ущерба от похищения составляет около $100 млн. А вот если полотно написал не Караваджо, а кто-то из учеников мастера, как предполагали некоторые специалисты, тогда слово «миллион» не имеет отношения к данной картине. Похо жим образом обстоит дело и со многими частными коллекциями произведений искусства, пострадавшими от преступников. Оценка, названная коллекционером, далеко не всегда соответствует реальной, а для проверки подлинности нужно как минимум найти украденное.