Вечерний аукцион Sotheby's собрал £5 млн, из 37 предложенных лотов продано 12. Русский рынок замер: продолжить ли, повинуясь глобальной тенденции, скачку цен или пойти своим путем и сепаратно рухнуть?
Сразу хочется сказать: подбор произведений на вечерних торгах Sotheby's был далеко не самым сильным. Кое-что было не слишком интересным, кое-что — явно переоцененным. Конечно, бывали времена, когда растущий рынок буквально в спину подталкивал покупателей, заставляя их брать все. Сейчас покупатели не в лучшем настроении, многие беспокоятся о судьбе своих бизнесов, тяжелые думы не дают родиться тому радостному драйву, который помогает покупать легко и дорого. И хотя лорд Марк Полтимор, талантливейший аукционист, шутил и когда в зале вдруг притух свет, погрузив все в драматический полумрак («в темноте я на многое способен»), и когда дело дошло до преогромнейшего полотна Маковского («если у вас в доме не хватит для него места, Sotheby's может предложить свой склад»), покупали вяло.
Самым дорогим лотом стала картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» (£1,3 млн), потом последовала «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой за £698 тыс. Чуть не сотня дневников и альбомов Александра Яковлева с рисунками из его путешествий по Азии и Африке, за которые пару лет назад покупатели, наверное, поубивали бы друг друга, почти без торга ушла за £300 тыс. Очень красивая работа Павла Челищева с женщиной у окна, висевшая на почетном месте за спиной аукциониста, преодолела верхний эстимейт и продана за £362 тыс.
Отдельно заставляла волноваться судьба трех работ из собрания Международной конфедерации союзов художников, в прошлом сезоне совершившей на рынке буквально революцию полотнами соцреалистов из своей коллекции. Сформировавшийся было тренд на соцреализм увлек и продавцов, и покупателей, и критиков, но теперь всем придется взять себя в руки. Из трех работ продана, безусловно, лучшая — «В пути» Георгия Нисского, за £602 тыс. при эстимейте £500–700 тыс. Картины Виктора Попкова из частной коллекции, участвовавшие в недавнем международном выставочном турне, никто купить даже не пытался. Как и «Вечер в колхозе» Александра Дейнеки 1949 года, оцененный в £1–1,5 млн.
25 ноября Sotheby's продолжит свои русские торги аукционами живописи, старой и современной, и прикладного искусства.
А тем временем... Вместо приема перед своим аукционом Максим Боксер, устроитель выставки и торгов «Метафизическое искусство в России новейшего времени», приглашал желающих на лекции, одну из которых провел куратор и арт-критик Сергей Хачатуров.
Придумывая свой аукцион современного российского искусства, коллекционер и арт-дилер Максим Боксер собирался совмещать в этом проекте культуртрегерскую и коммерческую задачи. Коммерческая решается более-менее по плану: первые торги, которые были посвящены «русскому космизму», прошли летом в рамках прошлой недели лондонских русских торгов. С результатом, который позволил замахнуться на вторые.
Просветительская часть тоже развивается. Конечно, аукционная коллекция не кураторский проект, и вписать ее в рамки одной темы не просто. Что хоть и затруднило задачу Сергею Хачатурову, зато сделало ее решение интереснее и эффектнее. Кстати, метафизикой в русском искусстве никто не занимался, так что текст Сергея к каталогу, а также теоретическая статья искусствоведа Евгения Барабанова к одной старой берлинской выставке получаются единственными размышлениями на эту тему. Итальянская метафизика была очарована магией пространства, текущего сквозь оболочку вещей. Русские художники, близкие метафизическим идеям, воздвигали в пространстве предмет, наблюдали его «осязающим глазом». Поэтому своеобразным эпиграфом к выставке-аукциону выбран рисунок Кузьмы Петрова-Водкина.
Основной набор работ предлагалось разделить на три группы. Одна посвящена мастерам неофициального искусства, увлеченным темой таинственной жизни предметов и величием повседневности (это Владимир Яковлев, Игорь Шелковский, Оскар Рабин, Николай Вечтомов). Другая группа — произведения художников поколения 1980–1990-х, тех, кто стремится к пуританской простоте и цельности пластического высказывания (Никита Алексеев, Ирина Затуловская, Юрий Альберт). А третья — метафизика в фотографии, работы Владислава Ефимова и его учеников. И хоть присутствующие (включая автора этих строк) и после лекции все равно вряд ли смогли бы отличить экзистенциализм Джорджо Моранди от богоискательства Владимира Вейсберга, мероприятие явно удалось.
Все упомянутые работы с выставки будут проданы на аукционе 25 ноября, прямо в том зале, где они и висят, — на площадке лондонской галереи «Эрарта». Эстимейты — от £500 до £5 тыс. Рисунок Петрова-Водкина — £15–20 тыс.