18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собирая Моне по крупицам

№28
Материал из газеты

Крошечные частички красочного слоя с поврежденного произведения позволяют понять особенности техники художника

Когда в 2012 году один из посетителей дублинской Национальной галереи Ирландии повредил пейзаж Клода Моне, реставраторам музея выдалась редкая возможность изучить образцы краски, которой пользовался французский импрессионист.

В ходе реставрационных работ над Парусником в бухте Аржантёй 1874 года, спонсором которых выступил французский банк BNP Paribas, обнаружилось, что Моне использовал розово-серую грунтовку, благодаря которой краски выглядят ярче, чем если бы они были нанесены на обыкновенный белый грунт. Это означает, что для получения яркого тона Моне мог вмешивать меньше белого в краску и даже использовать чистые краски прямо из тюбика. Несмотря на то что он нередко делал на грунте угольные наброски, на этом произведении не было обнаружено никаких следов подготовительного рисунка.

Картина была повреждена в июне 2012 года, когда один из посетителей, дублинец Эндрю Шэннон 48 лет, буквально бросился на холст. Его тело пробило картину чуть левее центра, что привело к возникновению трех L-образных разрывов, самый длинный из которых имеет длину около 25 см. Ему было предъявлено обвинение в преднамеренном нанесении ущерба, что уголовно наказуемо. В декабре прошлого года состоялся суд, но обвиняемый отрицал свою вину и настаивал на том, что упал на картину случайно, из-за недомогания, и присяжные так и не смогли вынести решение. Вскоре состоится повторное разбирательство.

По словам Симоне Манчини, главы отдела реставрации Национальной галереи, разрывы на полотне являются следствием «невероятно сильного воздействия». Вскоре после инцидента были тщательно собраны все мельчайшие фрагменты краски, по большей части с пола. Всего было собрано около 100 фрагментов. Семь из них были настолько малы, что их было невозможно вернуть на место. Их поместили в смолу, для того чтобы исследовать структуру слоев картины при помощи микроскопа и химического анализа.

Реставраторы галереи быстро связались со своими коллегами из Музея Орсе в Париже, где в 2007 году также была повреждена картина Моне. По совпадению это тоже аржантёйский речной пейзаж, тоже написанный в 1874 году. Картину Мост в Аржантёйе ударил кулаком проникший ночью в музей вандал. Дублинская галерея сразу же начала работы по восстановлению полотна. Поверхность была покрыта защитной тканью, гвозди были удалены, и холст сняли с деревянного подрамника. Затем следовало устранить разрывы. Нитка за ниткой с оборотной стороны картины их края аккуратно соединили под микроскопом. Соединение разорванных нитей холста было осуществлено прочно, но обратимо.
После этого картину перевернули лицевой стороной вверх и удалили защитную ткань, для того чтобы начать работу с поверхностью. Хотя сам Моне оставил полотно нелакированным, в ХХ веке оно было покрыто глянцевым синтетическим лаком, который к настоящему времени посерел. Удаление этого лака улучшило бы внешний вид произведения, однако чувствительность пигментов, в особенности ярких красных и желтых, делает процесс удаления рискованным. Вместо этого была произведена поверхностная чистка, которая сделала картину ярче и светлее, приблизив ее внешний вид к тому, который она имела во времена Моне.

Из-за большого размера разрывов холст пришлось продублировать с оборота, но так, что впоследствии при необходимости второй слой можно легко удалить. Большая часть фрагментов красочного слоя была возвращена на исходные места. Оставшиеся пустыми потери вдоль разрывов были заполнены грунтом и заретушированы удаляемой акварельной краской.

Затем картину поместили в застекленную раму с системой климат-контроля. Это произведение находилось в списке самых важных работ галереи, которые планировалось поместить под стекло, однако это еще не было сделано, когда произошел инцидент. Теперь картина снова выставлена.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+