Инициатором выставки выступил русский коллекционер и лондонский резидент Игорь Цуканов. Благодаря Zhukanov Family Foundation и был организован этот поп-блокбастер, где российское современное искусство будет занимать треть экспозиции. За интригующим названием Постпоп-арт. Запад встречается с Востоком скрывается направление, более известное как нео-поп. Художники 1980-х с радостью распрощались с интеллектуальной скукой концептуализма и обратили взоры на масскультуру. Новое время обросло новыми фетишами: место Мэрилин Монро занял Майкл Джексон, Суп Campbell Уорхола вытеснил гигантский Лобстер Джеффа Кунса, а телевидение постепенно подвинул Интернет.
Старый поп-арт отличается от нового примерно как «Фабрика» Уорхола, где юные бездельники предавались творческим грешкам, от небольшого заводика Кунса в Челси со штатными ассистентами. Следы пост-попа теперь можно найти практически в любой точке планеты. Уже давно обращение к масскульту и медиа вошло в практику современных художников. География лондонской выставки охватит англо-американский, китайский, советский и постсоветский варианты движения, в Китае и СССР получившего название соц-арт. Хотя во многом выставка построена именно на различиях массовых культур (возможно, социалистические сиротские кастрюльки Ильи Кабакова из Коммунальной серии будут соседствовать с высокотехнологическими брендовыми пылесосами Джеффа Кунса), кураторы запланировали смешанную экспозицию. Впрочем, участие Кабакова, скорее, исключение, нашего мэтра концептуализма можно включить в выставку пост-попа с большими оговорками. Зато соц-арт будет представлен во всеоружии: работы Эрика Булатова, Комара и Меламида, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Леонида Сокова действительно созвучны западному поп-арту. Безусловный плюс этой выставки — возможность безболезненно показать «запретное искусство». Икона-икра Александра Косолапова, снятая в свое время с выставки в Третьяковке, вряд ли вызовет в Лондоне подобный резонанс. Аналогия «Запад — Восток», конечно, добавляет комического эффекта экспозиции. Лучшие друзья скульптора Жанны Кадыровой из кафеля и бетона — ее серия скульптур Бриллианты — трогательный вариант буржуазных кунсовских Бриллиантов (их на выставке не будет). Вообще же «блестящих» работ много. Здесь и бисерные ордена на шинелях Дмитрия Цветкова, напоминающие о культе официозных бирюлек эпохи застоя. И забронзовевшие Танки Анатолия Осмоловского — тоже из серии игрушек для взрослых.
Из западных авторов, помимо Кунса, будут Синди Шерман, Сара Лукас, Ричард Принс, Дэмиен Хёрст и другие художники, погранично исследующие масскульт и медиа. Организацией выставки занимался триумвират кураторов. За англо-американскую часть отвечает Марко Ливингстон, автор монографии о Дэвиде Хокни. Главный специалист по китайскому соц-арту Сун Цзюнчан отвечает за Китай. Андрей Ерофеев курирует советскую и постсоветскую часть.