Аукцион Bonhams, по крайней мере его живописная часть, прошел более чем слабо. Самая высокая сумма, полученная здесь, — £250 тыс. (здесь и далее «цена молотка»).
Последние несколько сезонов убедили аукционный дом в том, что цены на работы Николая Рериха — это незыблемая основа русского арт-рынка. Ведь именно на Bonhams год назад был установлен предыдущий рекорд на русскую живопись — £7 млн за «Труды Богородицы» Рериха. Новая коллекция была основана именно на Рерихах, их было более десятка; на топ-лот, «Предстоящего», был установлен эстимейт «по запросу». Но ситуация изменилась, и картины Рериха почти не берут, по крайней мере такие мрачные. Цена на «Предстоящего» — полунагого старца, вросшего в камень, — дошла до £2 млн, но эта сумма оказалась недостаточной (некоторые покупатели говорили, что им называли эстимейт в £4 млн; впрочем, аукционный дом этого не подтверждает).
В итоге самым дорогим на торгах Bonhams стало полотно Александра Яковлева «Ложа в театре в Пекине», которое согласились отдать за £250 тыс. (первоначальный эстимейт был £500–700 тыс.). Идиллическая — по сравнению с Рерихом — легкая буря Ивана Айвазовского вызвала торг и ушла за £150 тыс. Впрочем, этот аукционный дом славится своим разделом прикладного искусства: на прошлых торгах распроданный в розницу дворцовый сервиз Императорского стеклянного завода принес чуть ли не миллион. Так что торги прикладным помогут вытянуть общий итог на достойный уровень.
С умеренным успехом шли торги и в живописном разделе аукциона MacDougall's — без рекордов, но и без трагедий. Коллекция аукциона — модное слово — диверсифицированная. В ней есть и первые имена, и работы средней ценовой категории, и совсем дешевые; есть классика, XX век, соцреализм. Полные результаты будут известны позже, аукцион огромный — дадут много фактуры для выводов. А на момент написания материала самой дорогой работой, проданной на MacDougall's, является работа Николая Рериха «И мы продолжаем лов»: она ушла за £950 тыс. (здесь и далее «цена молотка»; с процентами аукционного дома будет больше £1 млн). За £940 тыс. ушел пейзаж Ивана Шишкина «Сухостой». Большие декоративные полотна — «Луна над Днепром» Ивана Айвазовского и Генриха Семирадского, со счастливой античной семьей у источника, — проданы за £400 тыс. и £480 тыс. «Портрет Дуэйн» Николая Фешина, оцененный в £900 тыс. – £2 млн, и ранняя «Обнаженная» Михаила Ларионова с эстимейтом в £1,5–2 млн не ушли. Что касается работ подешевле — иногда десяток лотов подряд не продается, а потом идет десяток продаж подряд. Эскизы соцреалиста Владимира Стожарова ушли, жанровые сценки и пейзажики второстепенных передвижников и академистов, особенно если они стоят £10–20 тыс., тоже пользовались популярностью. Особенность этих и вообще всех нынешних лондонских торгов: никто не интересуется обнаженной натурой — ни женской, ни мужской (а это всегда была беспроигрышная тема). Настроение, видно, не то.