18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Донато Браманте. Не только великий архитектор

№29
Материал из газеты

В Милане представят все его искусство и то, как оно повлияло на искусство Ломбардии

Выставка приурочена к 500-ле­тию смерти Донато Браманте (1443/44–1514), одного из главных архитекторов Высокого Возрождения, и призвана реконструировать довольно продолжительный миланский период в его биографии. Он длился до 1499 года, когда город заняли французы, и оказал сильное влияние на местных архитекторов, художников и скульпторов. Точная же дата, свидетельствующая о начале миланского периода, — 1481 год, когда местный мастер Бернардо Преведари должен был выполнить гравюру по рисунку Браманте. Заказчик оставил расписку, а исполнитель в нижнем углу гравюры большими буквами засвидетельствовал: «Сделал Браманте в Милане». На гравюре — античный храм, вернее, его руины с фрагментами декора и множество фигур. Необычный ракурс, внимание к деталям — все говорит о Браманте как о знатоке античности. Он приехал в Милан из Урбино, где при дворе герцога Федерико де Монтефельтро получил разностороннее образование и опыт, общаясь с художниками (среди них был и Леонардо да Винчи), архитекторами и скульпторами, которым покровительствовал герцог. Поначалу Браманте собирался посвятить себя живописи. Самая известная из приписываемых ему работ (и единственная его картина, выполненная на холсте) — Христос у колонны — датируется 1480–1490-ми годами. Торс Христа заполняет почти все пространство картины, а его подсвеченное сбоку измученное лицо контрастирует с безмятежным пейзажем, открывающимся из окна на заднем плане. Здесь не обошлось без влияния Леонардо: Браманте очень убедительно изображает слезы на лике Христа и его сжатую веревками плоть. Диалог с Леонардо, который тоже в это время находился в Милане, происходил не только в живописи. Обоих пригласили поучаствовать в разработке конструкций Миланского собора — в это время как раз пытались найти решение для tiburio, его главной башни.

Со временем архитектура полностью завладела Браманте (в Риме ему еще предстоит строить собор Святого Петра), но живопись всегда приходила на помощь там, где архитектура была бессильна. Одна из самых интересных в этом смысле его миланских построек — церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Расположение улиц не позволяло сделать в ней полноценные хоры — и тогда Браманте просто написал их на одной из стен, создав иллюзию просторного помещения. Его умение мастерски изображать архитектурное пространство повлияло на ломбардских художников — на Винченцо Фоппа, Амброджо Бергоньоне, Бартоломео Суарди (Брамантино), Бернардо Дзенале. Помимо их работ, на выставке можно будет увидеть также Обручение Девы Марии Рафаэля и Алтарь Монтефельтро Пьеро делла Франческа из коллекции Брера — произведения художников, оказавших влияние на самого мастера, а также рисунки Леонардо и Браманте из собраний Королевской библиотеки Турина, Виндзорского дворца и Государственного музея Копенгагена. Всего на выставке будет представлено около 50 произведений. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+