Одна из самых масштабных и дорогостоящих работ, выставленных на Art Basel в Майами-Бич, — мобиль Александра Калдера «Триумф красного» (1959–1962) на стенде галереи Helly Nahmad. Стоимость произведения резко возросла: оцененное сегодня в $35 млн, всего два года назад оно было продано на Christie’s за $9,7 млн.
Число мобилей Калдера и других художников на стендах различных галерей производит сильное впечатление. Они явно стали трендом этой ярмарки, на которой представлены произведения сотен авторов на стендах 267 галерей из 31 страны мира.
В последние годы большие выставки Калдера прошли в целом ряде музеев, и спрос на его работы низменно растет. В мае этого года на Christie’s его «Летающая рыба» (1957) была продана за рекордные $25,9 млн. На ярмарке произведения художника представлены мадридскими галереями Galería Guillermo de Osma и Galería Elvira González, а также нью-йоркской Hirschl & Adler Modern. А «Триумф красного», скорее всего, не покинет пределов Южной Флориды: по словам директора Helly Nahmad Джозефа Нахмада, произведение зарезервировано за «одним человеком, имеющим в этом регионе дом».
Мобиль (по-французски mobile, от латинского mobilis — подвижный, изменчивый) — разновидность кинетического искусства; произведение искусства, обычно из легкого металла и пластиков, отдельные части которого, подвешенные и находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия, постоянно колеблются или вращаются под воздействием воздушных потоков или с помощью механических устройств, а также создающее разного рода цветовые, световые и звуковые эффекты. При этом движение одного элемента складывается из суммы движения всей системы подвесов и может быть довольно сложным, но самое главное — оно случайно в своих ритмических проявлениях и зависит от состояния природной атмосферы. Название «мобиль» было введено американским скульптором Александром Калдером в 1932 году для обозначения собственных динамических конструкций, в отличие от стабилей, то есть неподвижных скульптур.
«Мне кажется просто невероятным, что до того, как в начале прошлого века мой дед начал делать мобили, этой художественной формы вообще не существовало», — говорит президент Фонда Калдера Александр Роуэр.
Среди современных мобилей, выставленных на Art Basel в Майами, — интерактивный тент Эрнесто Нето «Кровать хрустальной яичной скорлупы А» (2014, $180 тыс.) на стенде галереи Tanya Bonakdar, замысловатая зеркальная скульптура Пэ Уайт «Шумные соседи» (2014, $100 тыс.) на стенде Kaufmann Repetto, а также «Мобиль (Париж) № 1» (2014, $58 тыс.) Ксавье Вейлана у Galerie Perrotin.
По словам Эвы Презенюбер, продавшей за £35 тыс. в первые три часа после открытия выставки «Библиотеку листьев» [«Мы неподвижны и задумчивы»] (2014) Мартина Бойса, не все мобили связаны с Калдером: «Конечно, при виде мобиля вы неизбежно думаете о Калдере, но Бойс отсылает скорее к дизайну и мебели модернизма».
Море вокруг
В этом году ярмарку наводнили произведения на морскую тематику. Галерея Richard Gray выставляет «Большую волну» (1989, $4 млн) Дэвида Хокни и «Небо, землю и воду» (1984, $3,8 млн) Роя Лихтенштейна. Инсталляция Ханса Петера Фельдмана в салонном стиле на стенде галереи 303 осуществляет в этом жанре концептуалистский поворот: для «Морской живописи» (2014, $330 тыс.) художник приобрел 15 полотен маслом и закрасил все корабли и лодки. «Это ироничный, дюшановский метод придания современности вещам», — говорит Кристиан Алекса, старший директор галереи.
«Без выхода» (2013) Йоана Капоте на стенде Jack Shainman — картина, сделанная из рыболовных крючков, изготовленных в студии кубинского художника. Оцененное в $55 тыс., это произведение было продано частному коллекционеру в день открытия ярмарки. Оно входит в серию «Остров» и, как объясняет директор галереи Элизабет Санн, «посвящено усилиям беженцев, пытающихся добраться до Майами по морю». «Возможно, это произведение имеет наиболее прямое отношение к Майами из всего, что выставлено у нас в этом году», — считает она.
Всё на показ
В большом количестве на ярмарке представлены и работы, воспевающие телесную чувственность. Сладострастные женщины в провокационных позах смотрят с пляжных полотенец Александра да Куньи на стенде галереи Thomas Dane. Их стоимость варьируется от $40 тыс. до $60 тыс. Броское изображение группового секса Уильяма Копли трудно пропустить у Paul Kasmin: «Гранд-отель» (1973, $225 тыс.) входит в порнографическую серию художника. По словам директора галереи Ника Олнея, в момент своего создания грубые фигуративные произведения Копли шли вразрез с пуританскими вкусами минимализма и концептуализма, но с тех пор эта серия стала самой востребованной в его творчестве.
Бесстыдно-сексуальные изображения присутствуют на ярмарке в огромном количестве, а коллекционерам снова нравятся не вполне пристойные произведения. Фотографию Райана Мак-Джинли под названием «Страсть» с возящимися в траве голыми хипстерами (2014, в трех экземплярах) галерея Team продала американскому коллекционеру за $21 тыс. в течение первого часа после открытия ярмарки.
«В том, что нравится людям, приезжающим в Майами, есть определенная доля непристойного», — считает Джесси Пенридж, директор Fergus McCaffrey, на стенде которых представлены произведения Джека Эрли стоимостью от $18 тыс. до $75 тыс. Наибольшее внимание привлекает картина, на которой изображен молодой человек в плотно облегающих шортах, ничего не оставляющих воображению. «Майами — для людей, которым нравится производить небольшие сенсации, и данное произведение — это, несомненно, заявление», — говорит он.