Лондонская некоммерческая галерея GRAD, специализирующаяся на русском искусстве и дизайне, открылась всего год назад и уже успела отметиться на художественной карте британской столицы рядом заметных проектов. А теперь в пандан к выставке Русский театральный авангард в Музее Виктории и Альберта решила показать выставку, посвященную легендарному балету Дмитрия Шостаковича Болт (совместно с Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства). Болт, написанный в 1931 году, был запрещен сразу после премьеры в том же году в Ленинградском академическом театре оперы и балета: его сочли «идеологически чуждым», несмотря на производственную тему, поданную, правда, в сатирическом ключе. Нерадивый рабочий-пьянчуга решил саботировать работу цеха, уговорив «идеологически неустойчивого» молодого коллегу подложить болт в станок. Но диверсия, благодаря бдительности других рабочих, была предотвращена. Помимо музыки, где Шостакович остроумно соединил фольклор, вальс, танго и шум станков, художницей Татьяной Бруни были созданы яркие и красочные эскизы костюмов в кубистической манере. А если добавить и авангардную хореографию Федора Лопухова с элементами акробатики, то, несомненно, это был шедевр русского авангарда, который вновь поставили лишь в 2005 году на сцене Большого.
Кураторы выставки Елена Судакова (директор галереи) и Александра Чиряк решили восстановить историю Болта, включив в экспозицию эскизы Бруни и редкие фотографии с репетиций. Эскизы уже участвовали в выставках, в том числе в масштабной экспозиции Полифония. От Малевича до Татьяны Бруни... (Милан, 1998). Но в Лондон они отправятся впервые. Для создания же полного эффекта присутствия на выставке будет звучать музыка Шостаковича.