18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новейшие технологии Нового Иерусалима

№29
Материал из газеты

В ноябре в подмосковной Истре открылся крупнейший в Московской области музейно-выставочный комплекс

В новом здании музея размещены депозитарий, реставрационный центр, научная библиотека, архив и интерактивный лекторий. 7 ноября, накануне официального открытия, музей и Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь посетил Дмитрий Медведев. В ходе визита премьер-министр РФ осмотрел уникальные экспонаты церковного искусства XVII–XIX веков.

В 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева, тогда президента РФ, началось возрождение Новоиерусалимского монастыря и восстановление его архитектурного ансамбля. Чтобы полностью передать комплекс Русской православной церкви, было необходимо вывести с его территории Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», разместившийся там после революции 1917 года. В 2009-м Правительство Московской области разработало программу развития музея федерального значения областного подчинения. Проект включал строительство нового здания и создание современных условий для хранения, реставрации, научного изучения и экспонирования музейных коллекций.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» располагается на земельном участке площадью 4,28 га непосредственно вблизи монастыря (их разделяет 400 м). Требования к строительству в зоне регулируемой застройки объекта культурного наследия, а также близость водохранилища исключали возможность возведения многоэтажного комплекса. Архитектор Валерий Лукомский и его бюро «Сити-Арх» разработали проект в стиле хай-тек, но с учетом тенденций «зеленой архитектуры». Чтобы вписать здание в природный и культурный ландшафт, архитектор предложил форму, напоминающую зеленый холм. Строительство началось в конце 2010 года, а в 2013-м музейные фонды уже были перемещены с территории монастыря. Средства выделялись из областного бюджета, первоначальная стоимость проекта составляла 1,5 млрд руб., на данном этапе было потрачено 1,2 млрд руб. (примерно $26 млн).

Площадь нового здания составляет 28 тыс. м2, из них 10 тыс. м2 — экспозиционные зоны; также там размещены фондохранилище музея «Новый Иерусалим», центр хранения музейных предметов для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр; есть отдельные помещения для научной библиотеки и архива музея. Проект Валерия Лукомского рассчитан и на активное использование площадей под открытым небом: внутреннего двора, где можно проводить различные мероприятия, и покрытой зеленым газоном скатной кровли, что служит обходной галереей, откуда открывается прекрасный вид на монастырь.

При оснащении музея использовались современные технологии, в том числе возможности мультимедиа, например так называемая «умная стена», на которой одновременно могут работать четыре человека. Она позволяет посетителю еще в фойе музея получить всю информацию о навигации в музее. Важное новшество — огромный по музейным меркам магазин (260 м2) с книгами и сувенирами, организованный по принципу супермаркета. Основная ставка сделана на художественные промыслы Подмосковья, подборка книжных изданий включает художественные альбомы, научно-популярную литературу, посвященную культуре, краеведению, вопросам истории церкви — тому, что концептуально поддерживает фондовый ресурс выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также каталоги и путеводители 12 областных музеев. Вообще инфраструктуре здесь уделено большое внимание: есть кафе, гостиница, детский центр. Важной задачей было обеспечить доступ во все части комплекса людям с ограниченными возможностями. Планируется строительство моста через реку, который соединит музейно-выставочный комплекс и монастырь пешеходным маршрутом длиной около 500 м.

Справка

Новый Иерусалим

Музей образован в 1920 году на территории закрытого в 1919 году Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. К началу 1940-х годов Московский областной музей города Истры стал одним из крупнейших музеев региона. Помимо археологических ценностей и церковных предметов, в том числе богослужебных книг, музейный фонд включает собрание русской живописи и графики ХVIII — начала XX века. С 1970-х годов музей начал комплектовать коллекцию произведений советских художников. В 1991 году он стал именоваться Историко-архитектурным и художественным музеем «Новый Иерусалим». Наряду с произведениями живописи, музей хранит разнообразные коллекции русского и западноевропейского прикладного искусства: мебель, художественный металл, бытовую утварь из цветных металлов, фарфор, фаянс, стекло, керамику XVIII — начала XX века. Многообразием отличается собрание костюма ХVII — начала XX века. 

Еще…

Постоянная экспозиция музея будет состоять из двух основных частей: археологической (посвящена истории и культуре Подмосковья от Средневековья до современности) и художественной галереи. Одна часть уже готова, она представляет выстроенную по хронологии коллекцию русской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII — начала ХХ века и отдельно советского искусства. В одном из разделов художественной галереи, Особой кладовой, будут демонстрироваться предметы из драгоценных металлов и камней, преимущественно церковная утварь.

В числе первых выставок в новом комплексе — экспозиция, посвященная творчеству художника начала ХХ века Константина Горбатова. Музей располагает самым большим собранием его работ: более 100 живописных и графических произведений, а также архив Горбатова были переданы из ГДР в тогдашний Московский областной краеведческий музей, преемником которого стал новый музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Экспозиция освещает все периоды творчества живописца: ранний, российский, наиболее полно представленный итальянский и самый поздний, берлинский, когда художник не мог выезжать из фашистской Германии.

Подготовлена еще одна выставка, «Дорога к Храму», к 100-летию проекта трамвайной железной дороги, которая должна была связать Москву и город Истру. «Был такой одобренный Николаем II земский проект, в 1914 году, еще до Первой мировой войны, — строить трамвайную железную дорогу. Транспортная проблема тогда уже волновала, но из-за войны все это не осуществилось. Художники, члены Российской академии художеств и ученики Московского академического художественного лицея, прошли весь путь, по которому должна была пролегать магистраль, писали подмосковные виды, исторические памятники», — рассказывает директор музея Наталья Абакумова.

Еще одно важное пространство музейно-выставочного комплекса, оформленный амфитеатром крытый двор. Эта зона под названием «Культурное пространство» предназначена для различных мероприятий: лекций и, возможно, театрализованных представлений. Здесь же выставлены работы современных живописцев, мозаичистов и скульпторов. В основном это произведения на религиозные темы. По словам Натальи Абакумовой, «Иерусалим — это наша тема вечная. Мы  планируем создание экспозиции, посвященной Воскресенскому монастырю».

В планах директора музея — организация инфракструктуры «Русской Палестины», которая свяжет Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, пруды и музейный комплекс. Наталья Абакумова с гордостью отмечает, что им удалось сохранить хорошие отношения с монастырем, покинуть его территорию без скандала (как это порой бывает, когда речь заходит о разделе музейных и церковных активов) и наладить прочные связи с Русской православной церковью. Прямо за стенами монастыря располагается выставочный корпус музея, открытый в 1980-х годах; он остается в ведении МВК «Новый Иерусалим». Там же находится и отдел деревянного зодчества, и экспозиция под открытым небом. Словом, музею и монастырю предстоит тесное соседство и сотрудничество.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+