18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О памятнике будет достаточно заявить

№29
Материал из газеты

Президент РФ 23 октября подписал закон, меняющий порядок постановки исторических памятников на охрану и само содержание охраны. Эксперты считают, что изменения к лучшему

Это даже не самостоятельный новый закон, а поправки к старому № 73-ФЗ, который никто не отменял. Документ так и называется: О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» и отдельные законодательные акты. Речь идет не о рядовых поправках, которые в тот или иной закон вносятся регулярно, а о фундаментальном труде законотворцев объемом 400 страниц.

Поправки выглядят внушительнее первоисточника, но ведь и история их длинна. Первый вариант этого опуса, по смыслу ровно противоположный нынешнему, возник пять лет назад и немедленно был принят в первом чтении Госдумой. Шум, поднятый экспертами и градозащитниками, вынудил власти отправить законопроект на доработку, которая тоже шла непросто; в процессе обсуждения предприимчивые депутаты вбрасывали все новые понятия, такие, например, как «реконструкция памятника». Дебаты, митинги и пикеты оказались небесполезны — обновленный закон, скорее, радует и вселяет надежду. Движение «Архнадзор» даже выпустило на эту тему специальное сообщение, в котором проанализировало и разъяснило положения нового закона.

Впервые в законе, в частности, прописана формулировка «территории объекта». Раньше эти слова лишь упоминались, и трактовать их можно было как угодно. Причем территория отныне присваивается и вновь выявленным, еще не включенным в реестр, памятникам. Изменилась и сама процедура выявления памятников: теперь и частное лицо, и юридическое может рекомендовать поставить объект на охрану без проведения историко-культурной экспертизы. До сего момента в Москве, например, практиковали обратное, что делало почти нереальным включение заявленного объекта в реестр.

«Это самый сложный момент, — объясняет Рустам Рахматуллин, писатель, москвовед и сооснователь общественного движения «Архнадзор». — В старом законе было сказано, что заявленный памятник — это не тот, по которому надо провести экспертизу, а тот, по которому экспертиза уже проведена. Таким образом, граждане и организации вынуждены были сами заказывать экспертизу, это блокировало массовую работу по выявлению памятников. В действительности возможность заявлять объект на охрану без экспертизы была и раньше, но формулировка допускала вольное толкование. Теперь сказано четко, что объект, обладающий признаками памятника, — это такой, по которому достаточно заявления. Причем если раньше предполагалось, что экспертизу должен был заказать и оплатить заявитель, то теперь можно здесь рассчитывать на государство».

Поправки делают обязательной публикацию на сайтах органов охраны памятников и актов экспертизы, и актов об утверждении охранных обязательств, которые, в свою очередь, тоже будут заключаться иначе. Это больше не предмет договора государства и домовладельца. Как сказано в сообщении «Архнадзора», «государство диктует обязательства, а не обсуждает их».

Одна из важнейших поправок, которой долго сопротивлялись, касается многоквартирных домов-памятников: теперь не только жители должны их охранять, бремя ответственности распределено между жителями, ТСЖ и государством.

Наконец, новый закон дает льготы тем, кто восстанавливает памятники из руин. И это прекрасно. Но, хотя слово «реконструкция» применительно к объектам охраны изъято из закона, будем надеяться навсегда, параметры памятников все-таки могут меняться. Нет, не надстраиваться. «Реставратор может обнаружить засыпанный подвал, — объясняют в «Архнадзоре», — или снять поздний этаж. Важно не допустить злоупотребления этой формулировкой».

Помимо уже перечисленных преимуществ закона, он устанавливает принципиально новый вид ответственности — «за уничтожение предмета охраны исторических поселений». Речь идет о рядовой, но старой застройке, формирующей аутентичную среду. На фоне массовых сносов последних месяцев в Москве эта поправка кажется едва ли не самой важной. Может быть, торопились успеть, пока поправки не начали действовать? Печально, что в новой редакции закона так и не даны определения «предмета охраны» и «регенерации исторической среды». И хотя появилась отдельная статья, устанавливающая ответственность за соблюдение охранных обязательств и для владельцев памятников, и для арендаторов, мы-то знаем, что главное в этой статье, как и во многих других, — их соблюдать.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+