18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Жизнь Санкт-Петербурга

Каждую неделю собственный корреспондент TANR в Санкт-Петербурге Павел Герасименко рассказывает о новостях культурной жизни Северной столицы. В этот раз питерской публике не давали скучать отголоски биеннале современного искусства Manifesta, гастроли нового омского искусства, рекордсмен недавнего аукциона Vladey Тимур Новиков, а также инопланетяне с мороженым верхом на контрабасе.

«Что делать после Манифесты

Последний из «Диалогов Манифесты» состоялся в фойе Новой сцены Александринского театра и был построен как серия 15-минутных блицинтервью директора Manifesta Хедвиг Фейен с представителями арт-сообщества Петербурга (и даже Москвы). Если не считать уклонившихся от участия в диалоге городских властей, пропорция получилась следующей: восемь арт-менеджеров, руководителей культурных институций, и двое художников, роль которых досталась литератору Павлу Арсеньеву, участнику выставки «Старт. New Generation» в рамках параллельной программы биеннале, и Ольге Житлиной, автору проекта «Дискотека для мигрантов» в публичной программе. Тема была сформулирована как «Что делать после Манифесты?», и Хедвиг Фейен интересовалась у каждого приблизительно одним и тем же: ее вопросы касались арт-медиации и влияния биеннале на дальнейшую художественную жизнь в городе и в стране. Видные арт-менеджеры — Катерина Чучалина (фонд VAC), София Кудрявцева (Молодежный центр Эрмитажа), Анастасия Курехина (ЦСИ Сергея Курехина) и другие — были по-петербургски вежливы, дипломатичны и использовали возможность еще раз напомнить уезжающей гостье о своих достижениях. Молодые художники, оба принадлежащие к левому лагерю социального искусства, возможно, впервые задумались о непосредственной реакции зрителя, и в их словах звучала обескураженность. Самыми любопытными оказались начальная и завершающая реплики дискуссии: Маргарита Кулева из Высшей школы экономики обрисовала социологический портрет реципиента совриска, а Анна Кислякова, одна из работавших на Manifesta арт-медиаторов, поделилась непосредственным полевым опытом.

«Хорошо!»: новое искусство из Омска в «Люде»

Галерея «Люда», руководимая художником Петром Белым, открыла выставку молодых художников из Омска «Хорошо!». Рядом с фигурой Дамира Муратова, известного в обеих столицах художника, существуют совсем молодые люди; выставка как раз демонстрирует плоды их занятий искусством — они, увы, оказались слабыми, наивными и банальными. Фотография, живопись по бумаге, инсталляция и одна видеоработа — все показанное стилистически ближе всего даже не к трэш-эстетике, а к арт-брют.

Мини-экспозиция Тимура Новикова в K Gallery

Галерея K Gallery удачно выбрала время, чтобы презентовать публике несколько работ Тимура Новикова из своей коллекции: еще свежи в памяти итоги последнего аукциона Vladey. Для этого был призван искусствовед и архивариус петербургского искусства Андрей Хлобыстин, в свое время принимавший участие в деятельности «новых художников». Всего показано пять картин: ранние пейзажи, написанные под влиянием «арефьевцев» и относящиеся к общему циклу «темных картин», портрет театрального режиссера Эдуарда Горошевского, который принадлежит к «новому дикому» периоду, и размашистый рисунок гуашью «Международный экипаж», где изображены два космонавта с красным и звездно-полосатым флагами на шлемах, — плод коллективного творчества нескольких авторов, как это часто бывало в среде «новых художников».

Инопланетяне и мороженое, или Дружба богов

Группа «Свои» существовала всего около пяти лет и, как и многие художественные группировки в Ленинграде конца 1980-х годов, состояла из молодых и задорных живописцев. Немного позднее у каждого из них продолжилась индивидуальная художественная история: например, Виктор Кузнецов превратился в профессора Новой академии Тимура Новикова и стал работать в дуэте с Олегом Масловым. Сейчас четверо из группы вновь собрались вместе, чтобы общей выставкой в арт-центре «Пушкинская, 10» отметить юбилей двоих участников. Александр Менус, больше известный как музейный дизайнер, показал живопись, Света Носова — живопись и графику. Работы разных авторов и разных лет были перемешаны на выставке, названной «Инопланетяне и мороженое, или Дружба богов», которая весело и бурно открылась перформансом с участием старого друга художников контрабасиста Владимира Волкова.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+