18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Круговое депо перестало быть круговым. Глава РЖД не оценил редкий памятник железнодорожной архитектуры ХIХ века

Паровозное Круговое депо, возведенное в середине XIX столетия Константином Тоном, самый древний в России памятник железнодорожной архитектуры, который последние четыре года пытаются отстоять столичные градозащитники, начали активно сносить.

Официальная версия происходящего — необходимость прокладки на этом месте очередного скоростного пути — не выдерживает критики. Депо действительно стоит вдоль подъездных путей пригородных поездов Ленинградского вокзала, и пассажиры электричек могут видеть из-за забора верхушку изящного сооружения. Однако, как указывают активисты «Архнадзора», есть сомнение в необходимости нового строительства именно на этом месте. Хотя бы потому, что сначала руководство транспортной структуры постановило разобрать депо просто за ненадобностью. Когда же стараниями архитектурного сообщества, прежде всего Андрея Баталова (архитектора, историка церковного зодчества, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля и члена Федерального научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ), депо присвоили статус вновь выявленного объекта культурного наследия, глава РЖД попытался ввести всех в заблуждение. Вот цитата из блога Владимира Якунина (http://v-yakunin.livejournal.com/37372.html) от 21 ноября 2011 года: «…Здание Кругового депо является «новоделом», не имеющим культурной и исторической ценности. Но снести объект просто так мы не имеем права, поэтому ОАО «РЖД» ведет сейчас переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо из реестра «объектов культурного наследия». Вот еще, оттуда же: «…Контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века. <…> Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества». Сохранив стиль и лексику блога, главе РЖД стоит возразить по сути. Во-первых, по закону выкидывать из реестра памятников можно только утраченные объекты, а наш объект пока скорее жив. В нем можно было бы устроить музей техники или российских железных дорог либо концертный зал, используя опыт других стран. Во-вторых, в отличие от храма Христа Спасителя, самой знаменитой постройки Тона, на месте которой стоит действительно новодел, Круговое депо — оригинал. Пусть даже с поздними наслоениями: в отсутствие паровозов в депо располагались ремонтные мастерские, и купол был давно утрачен. Лишнее можно было бы убрать, а купол — восстановить.Самые же ценные элементы конструкции — 22 паровозных стойла, служащие основанием арок и сводов, стояли вплоть до ночи с 30 на 31 мая сего года, пока девять из них не снесли.

Разрешение на уничтожение после недолгого сопротивления дал Департамент культурного наследия Правительства Москвы (хотя в акте государственной историкокультурной экспертизы проекта, на основании которого было выдано предписание департамента, указано, что «проект выполняется с нарушением предмета охраны» и противоречит действующему законодательству). В любом случае предписание Мосгорнаследия уже оспорено. Замоскворецкий суд столицы постановил приостановить работы по демонтажу «девяти паровозных стойл выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846–1851 гг., архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич…» Случилось это как раз 3 июня, когда Круговое депо перестало быть круговым.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+