Паровозное Круговое депо, возведенное в середине XIX столетия Константином Тоном, самый древний в России памятник железнодорожной архитектуры, который последние четыре года пытаются отстоять столичные градозащитники, начали активно сносить.
Официальная версия происходящего — необходимость прокладки на этом месте очередного скоростного пути — не выдерживает критики. Депо действительно стоит вдоль подъездных путей пригородных поездов Ленинградского вокзала, и пассажиры электричек могут видеть из-за забора верхушку изящного сооружения. Однако, как указывают активисты «Архнадзора», есть сомнение в необходимости нового строительства именно на этом месте. Хотя бы потому, что сначала руководство транспортной структуры постановило разобрать депо просто за ненадобностью. Когда же стараниями архитектурного сообщества, прежде всего Андрея Баталова (архитектора, историка церковного зодчества, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля и члена Федерального научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ), депо присвоили статус вновь выявленного объекта культурного наследия, глава РЖД попытался ввести всех в заблуждение. Вот цитата из блога Владимира Якунина (http://v-yakunin.livejournal.com/37372.html) от 21 ноября 2011 года: «…Здание Кругового депо является «новоделом», не имеющим культурной и исторической ценности. Но снести объект просто так мы не имеем права, поэтому ОАО «РЖД» ведет сейчас переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо из реестра «объектов культурного наследия». Вот еще, оттуда же: «…Контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века. <…> Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества». Сохранив стиль и лексику блога, главе РЖД стоит возразить по сути. Во-первых, по закону выкидывать из реестра памятников можно только утраченные объекты, а наш объект пока скорее жив. В нем можно было бы устроить музей техники или российских железных дорог либо концертный зал, используя опыт других стран. Во-вторых, в отличие от храма Христа Спасителя, самой знаменитой постройки Тона, на месте которой стоит действительно новодел, Круговое депо — оригинал. Пусть даже с поздними наслоениями: в отсутствие паровозов в депо располагались ремонтные мастерские, и купол был давно утрачен. Лишнее можно было бы убрать, а купол — восстановить.Самые же ценные элементы конструкции — 22 паровозных стойла, служащие основанием арок и сводов, стояли вплоть до ночи с 30 на 31 мая сего года, пока девять из них не снесли.
Разрешение на уничтожение после недолгого сопротивления дал Департамент культурного наследия Правительства Москвы (хотя в акте государственной историкокультурной экспертизы проекта, на основании которого было выдано предписание департамента, указано, что «проект выполняется с нарушением предмета охраны» и противоречит действующему законодательству). В любом случае предписание Мосгорнаследия уже оспорено. Замоскворецкий суд столицы постановил приостановить работы по демонтажу «девяти паровозных стойл выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846–1851 гг., архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич…» Случилось это как раз 3 июня, когда Круговое депо перестало быть круговым.