Нью-йоркское отделение аукционного дома Bonhams проводит сегодня аукцион, посвященный российским рукописям, книгам, фотографиям. Среди них — рукописи Владимира Маяковского («Война объявлена», $40–60 тыс.), Сергея Есенина (стихотворения из цикла «Хулиган», $60–80 тыс.), Анны Ахматовой (стихотворения, в том числе одно неопубликованное, $35–40 тыс.). Среди книг выделяются конструктивистская «Индустрия социализма» по проекту Эль Лисицкого и справочник по цвету авангардиста Михаила Матюшина с отлично сохранившимися таблицами (эстимейт $60–80 тыс.). В разделе фотографий — работы Александра Родченко, Льва Бородулина, Якова Халипа (эстимейт в среднем от $1 тыс. до $6 тыс.).
Но самый интересный лот — это письмо Казимира Малевича наркому просвещения Анатолию Луначарскому, написанное в ноябре 1921 года. К этому времени вокруг Малевича в Витебске уже сложилась группа «утвердителей нового искусства», концепцию которой он прорабатывал в текстах и лекциях.
В письме Малевич жалуется на критиков и чиновников, не понимающих нового искусства: «В виду варварского обращения современной культуры с произведениями нового искусства, в том числе и моими работами, которые находятся в одинаковом почете как в центре, так и в провинции, напр. в Витебске, я нашел все работы художников свалены в месте со всевозможным хламом в незавидной комнате, представляющей мусорный ящик, но не музей. <...> Что же от них требовать, когда в самих правительственных газетах часто читаешь всякого рода оскорбления, всюду плюют и харкают в новое искусство и их представителей, по слепоте своей думающие, что новое искусство есть плевательница. Очень досадно, что такие революционные люди уподобляются тем варварам, которые жгли на кострах тех, кто открыл новый реализм в мире, например в «Правде», в статье Богуславского удачно подтасован расход на футуристов в 600 млн рублей. <...> Конечно всякое Государство должно сохранить все традиции ко всему новому. Тот же Грабарь также плевал на Сезанна, а теперь каждую пятницу сдувает пыль с рам произведений Сезанна. <...> Очень жаль, что «Правда» захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа, ибо это точно все ложь. Нельзя также и напечатать брошюры о футуризме, которую я написал, а может быть она рассеяла пыль в мозгах тов. Богуславского, Фриле (?) и компании...»
Письмо, убористо написанное на одном листе бумаги, оценено в $70–100 тыс.