Антикварно-букинистический отдел столичного книжного магазина «Москва» на Тверской провел 6 декабря первый самостоятельный тематический аукцион «Плакат. Афиша. Лубок». В известном всем московским книжникам уютном подвальчике командовал парадом эксперт Алексей Морозов, автор нескольких книг по данной теме, распределивший объемную и разнородную коллекцию по девяти разделам.
Первым лотом раздела «Политический плакат» стал лист Владимира Маяковского «Выезжал казак на Прут» (Москва, 1914), он был продан за стартовые 140 тыс. руб. В этом же разделе собирателей привлекли плакаты со Сталиным, но покупали их за довольно скромные суммы — 40–75 тыс. руб. (стоит упомянуть, что лучший друг физкультурников в ярких плакатных образах еще не появлялся на открытых площадках). Самые высокие суммы были достигнуты в разделе «Плакат Гражданской войны», активно разогретом другими московскими аукционами в начале года: очень выразительный, эмоциональный «Капитал» двух советских классиков, графика Виктора Дени и поэта Демьяна Бедного, со старта в 120 тыс. руб. дорос до 200 тыс. руб., и купили его по Интернету. Сетевые покупатели вообще были невероятно активны: за итоговые 150 тыс. руб. к интернетному анониму ушел плакат Дмитрия Моора «Кто против Советов» (Москва, 1919), и за ту же сумму другой виртуальный покупатель заполучил плакат «Господская тень» (Киев, 1920), чей эстимейт был всего-то 60 тыс. руб. Еще дороже — за 180 тыс. руб. — ушел другой украинский плакат, «Кулак, бандит и Красная Армия» (Киев, 1920). В целом революционные плакаты были проданы почти все и с хорошими подъемами стартов.
В разделе рекламного плаката поднялась в цене всегда волнительная тема «Настойки и наливки» (Симбирск, 1923), уход — 90 тыс. руб. Плакаты времен Великой Отечественной были оценены скромно, по 30–60 тыс. руб., по стартовым ценам все и проданы. Послевоенные плакаты с их лубочным изображением достижений социализма не вызвали интереса ни в зале, ни среди интернет-покупателей, хотя оценки были уж совсем низкими — 5–15 тыс. руб. Только большой плакат с хорошо прорисованными вышками и трубопроводами «Чем больше нефти, тем сильнее наша Родина!» Василия Елкина (Москва — Ленинград, 1946) был продан по заочному биду за 120 тыс. руб.
Современный собиратель тяготеет к образам знакомым, потому прогнозируемым был высокий уход афиши фильма «Кавказская пленница» (со старта в 50 тыс. руб. лот подпрыгнул до 120 тыс. руб., когда он наконец-то достался покупателю в зале) или известного постера «Спасибо родному Сталину за счастливое детство!» (вождь в окружении роз и детишек добрался до 75 тыс. руб. при старте в 30 тыс. руб.). «Плакатчики» в принципе ищут «темы»: война, Сталин, спорт, кино, дети, — или, как в случае Елкиным, что-то созвучное современности. Такие листы покупают в подарок; художественные достоинства в этом жанре ценятся в меньшей степени, поэтому многие лоты известных художников-плакатистов остались невостребованными. Это несколько огорчило Алексея Морозова — профессионального ценителя искусства плаката; но в целом коммерческий итог торгов порадовал устроителей: из 296 лотов продалось 170, или около 60%, — прекрасный результат для тематического аукциона. Будет ли антикварно-букинистический отдел «Москвы» проводить подобные мероприятия и в дальнейшем — увидим.