Тематические экспозиции, которые Московский музей современного искусства (ММОМА) меняет примерно раз в два года, можно считать и выставками. Они и воспринимаются таковыми. Так, за День открытых дверей: особняк, гимназия, клиника, музей (куратор Юрий Аввакумов), устроенный музеем к своему 10-летию в 2010 году, он получил госпремию в области современного искусства «Инновация» в номинации Кураторский проект.
Теперь за дело взялся исполнительный директор музея Василий Церетели. «У музея юбилей, 15 лет. Так как я являюсь куратором коллекции музея и сам отбираю произведения в коллекцию, то логично, что коллеги предложили именно мне показать историю ММОМА. Мне, в свою очередь, хочется в полном объеме продемонстрировать всю обширность собрания и как функционирует музей. Зрителя здесь ждет много сюрпризов», — рассказал Василий Церетели. В экспозицию войдут работы российских и зарубежных художников XX–XXI веков, как уже знакомые зрителям, так и недавно приобретенные. По мнению организаторов выставки (кроме Церетели ею занимались сотрудники научного отдела музея Андрей Егоров и Анна Арутюнян), искусство обладает пророческим потенциалом, поэтому может быть понято как форма предсказания. Художник — своего рода вещатель. На эту идею их навело… печенье с предсказаниями, ритуал их раскрытия и прочтения содержащегося там послания. Чтобы сразу включить посетителей в игру, печенье с предсказаниями (высказывания художников, писателей, философов) будет выдаваться с билетом.
Экспозиция целиком займет главное здание музея на Петровке. Архитектурное решение экспозиции разрабатывает бюро Form во главе с Ольгой Трейвас. Оно же, к слову, оформило выставку Перформанс в России: картография истории в «Гараже». По задумке кураторов, изменится привычный для выставочного пространства ММОМА маршрут, будет задействована служебная лестница, залы с работами будут чередоваться с особыми зонами (их пять) на самые разные неожиданные темы. «В одном из разделов мы покажем работы зарубежных художников, которые легли в основу коллекции музея в 1999 году при его открытии, — Армана, Пикассо, Де Кирико, Дельво. Тогда представлялось, что музей современного искусства в Москве должен «подключиться» к той модернистской модели истории, которую олицетворяли Mузей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и другие глобальные музеи. В 2000-е же решили сосредоточиться на российском искусстве. Оно составит основу и нынешней экспозиции», — говорит Андрей Егоров. Будет и раздел «внутренней кухни» музея: разные неожиданные факты и истории о сотрудниках с их коллективным портретом в инфографике. Наконец, посетители узнают, что в музее есть и библиотека — теперь ее специально включат в экспозицию.