18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Жизнь Санкт-Петербурга

Каждую неделю собственный корреспондент TANR в Санкт-Петербурге Павел Герасименко рассказывает о новостях культурной жизни Северной столицы. В этот раз город вспоминал свое первое послевоенное десятилетие, увиденное глазами учеников Академии художеств, наблюдал за реалити-шоу сегодняшних молодых художников и медитировал, глядя на магические видеоинсталляции Сергея Денисова.

Студенческие работы послевоенного десятилетия в Академии художеств

В музее Академии художеств открылась вторая из серии выставок, задуманных ректором Семеном Михайловским, — теперь под названием «После войны. 1945–1956» собраны ученические работы тех лет. Как и «Советский неореализм» два года назад, нынешняя выставка сделана вместе с известными дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой. Пространственное решение экспозиции впечатляет: Рафаэлевский, Тициановский и конференц-зал радикально трансформированы фальшстенами, за которыми размещены античные статуи, стоявшие вдоль стен залов в начале XIX века, — теперь они видны сквозь прорези и образуют композиционные параллели с живописью позднесталинского времени. Круглый конференц-зал занимает послевоенная архитектурная графика, а в центре выкрашенного алым кубического пространства поставлена устремленная вовне фигура Ники Самофракийской. Производимые этой выставочной архитектурой новые смыслы оказываются сильнее экспонируемых произведений. Наверное, это единственный способ показать картины и графику, имеющие больше историческую и культурную, нежели собственно художественную значимость.

Попытка реалити-шоу об искусстве

Молодые петербургские художники решили попробовать себя в качестве участников реалити-шоу об искусстве. Взяв за основу известные телевизионные передачи «Квартирный вопрос» и «Тачка на прокачку», их общая энергичная подруга Вероника Топычканова придумала снять программу, названную Pimp Your Art. В галерее Anna Nova состоялась премьера пилотного выпуска — видео длиной 26 минут. Трое художников предлагали возможные способы апгрейда полутораметрового холста, работы художницы Кати Красной, выполненной в близкой к стрит-арту стилистике. Они осуществили свой замысел, закрыв большую часть изображения бумажным «окладом», но все же первый блин Pimp Your Art вышел комом. Возможно, ошибка коренилась в самой идее: трудно представить себе, что штучная вещь, какой является даже самое невыразительное искусство, может быть подвергнута постпродакшену с помощью других художников. Однако стоит оценить активность участников, получивших в титрах прозвища: например, Влад Кульков обозван «психоделическим некроабстракционистом», а Михаил Заиканов — «концептуальным москвичом».

«Две комнаты» Сергея Денисова

Художник Сергей Денисов любит создавать магические пространства и в последнее время оттачивает это свое умение — зрителям на недавней выставке «Другая столица» в Музее Москвы особенно запомнилась комната, заполненная висящими в воздухе крупными каплями черного цвета. Денисову всегда был близок тип художника-экспериментатора, важной частью поэтики и образности его искусства становятся естественнонаучные пособия. В видеоинсталляции, показанной в галерее Navicula Artis, картинка телевизионного «белого шума» соединяется с анимацией в духе учебного фильма по биологии и коллажным изображением на прозрачных листах так, что на стене возникает почти полная иллюзия клеточной жизни. В соседнем зале эта двухканальная видеопроекция расширяется сюрреалистическим настенным рельефом.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+