Каждую неделю собственный корреспондент TANR в Санкт-Петербурге Павел Герасименко рассказывает о новостях культурной жизни Северной столицы. В этот раз город вспоминал свое первое послевоенное десятилетие, увиденное глазами учеников Академии художеств, наблюдал за реалити-шоу сегодняшних молодых художников и медитировал, глядя на магические видеоинсталляции Сергея Денисова.
Студенческие работы послевоенного десятилетия в Академии художеств
В музее Академии художеств открылась вторая из серии выставок, задуманных ректором Семеном Михайловским, — теперь под названием «После войны. 1945–1956» собраны ученические работы тех лет. Как и «Советский неореализм» два года назад, нынешняя выставка сделана вместе с известными дизайнерами Андреем Шелютто и Ириной Чекмаревой. Пространственное решение экспозиции впечатляет: Рафаэлевский, Тициановский и конференц-зал радикально трансформированы фальшстенами, за которыми размещены античные статуи, стоявшие вдоль стен залов в начале XIX века, — теперь они видны сквозь прорези и образуют композиционные параллели с живописью позднесталинского времени. Круглый конференц-зал занимает послевоенная архитектурная графика, а в центре выкрашенного алым кубического пространства поставлена устремленная вовне фигура Ники Самофракийской. Производимые этой выставочной архитектурой новые смыслы оказываются сильнее экспонируемых произведений. Наверное, это единственный способ показать картины и графику, имеющие больше историческую и культурную, нежели собственно художественную значимость.
Попытка реалити-шоу об искусстве
Молодые петербургские художники решили попробовать себя в качестве участников реалити-шоу об искусстве. Взяв за основу известные телевизионные передачи «Квартирный вопрос» и «Тачка на прокачку», их общая энергичная подруга Вероника Топычканова придумала снять программу, названную Pimp Your Art. В галерее Anna Nova состоялась премьера пилотного выпуска — видео длиной 26 минут. Трое художников предлагали возможные способы апгрейда полутораметрового холста, работы художницы Кати Красной, выполненной в близкой к стрит-арту стилистике. Они осуществили свой замысел, закрыв большую часть изображения бумажным «окладом», но все же первый блин Pimp Your Art вышел комом. Возможно, ошибка коренилась в самой идее: трудно представить себе, что штучная вещь, какой является даже самое невыразительное искусство, может быть подвергнута постпродакшену с помощью других художников. Однако стоит оценить активность участников, получивших в титрах прозвища: например, Влад Кульков обозван «психоделическим некроабстракционистом», а Михаил Заиканов — «концептуальным москвичом».
«Две комнаты» Сергея Денисова
Художник Сергей Денисов любит создавать магические пространства и в последнее время оттачивает это свое умение — зрителям на недавней выставке «Другая столица» в Музее Москвы особенно запомнилась комната, заполненная висящими в воздухе крупными каплями черного цвета. Денисову всегда был близок тип художника-экспериментатора, важной частью поэтики и образности его искусства становятся естественнонаучные пособия. В видеоинсталляции, показанной в галерее Navicula Artis, картинка телевизионного «белого шума» соединяется с анимацией в духе учебного фильма по биологии и коллажным изображением на прозрачных листах так, что на стене возникает почти полная иллюзия клеточной жизни. В соседнем зале эта двухканальная видеопроекция расширяется сюрреалистическим настенным рельефом.