С уверенностью можно сказать, что состоявшийся 15 мая аукцион Christie’s войдет в историю: впервые общая выручка от продаж послевоенного и современного искусства перешла отметку в $495 млн, хотя эксперты предсказывали сумму в $288,9–401,4 млн. В ходе торгов с молотка ушли работы таких мастеров, как Джексон Поллок, Филипп Густон, Виллем де Кунинг, Рой Лихтенштейн (на фото), Марк Ротко и Жан-Мишель Баскиа. Из ныне здравствующих художников особым спросом пользовался Герхард Рихтер. До этого наиболее успешными для Christie’s считались торги имрессионистов и модернистов 2006 года, которые принесли $491,5 млн, и распродажа коллекции Ива Сен-Лорана и Поля Берже в 2009-м, когда общая выручка составила $490 млн.Было побито 12 персональных рекордов. Из 70 лотов не нашли покупателей только четыре, при этом два были сняты с торгов до их начала.
Одним из аутсайдеров оказалась работа американца Марка Гротьяна, вероятно, потому, что личный рекорд на этого художника был установлен совсем недавно на благотворительных торгах Christie’s, проведенных совместно с экологическим фондом Леонардо Ди Каприо, и аукционный дом перестраховался, надеясь сохранить рост цен на его работы. В последний момент на торги не попала также картина Фрэнсиса Бэкона Этюд портрета (1981). Владелец просто испугался, после того как другая работа художника — Этюд портрета П. Л. (1962), предварительно оцененная в $30–40 млн, не вызвала никакого интереса у покупателей на аукционе Sotheby’s. «Как показала практика, это решение оказалось недальновидным», — заметил один из сотрудников Christie’s. Отчаянная борьба среди коллекционеров, как всегда, развернулась за североамериканских авторов.
Гвоздем вечера стала картина Джексона Поллока № 19 (1948), состоящая из черных, белых и серых брызг: прежде она принадлежала самому владельцу Christie’s Франсуа Пино, после этого ее хозяином стал промышленник Митчелл Рейлс, который и выставил полотно на продажу.
Поллок — один из тех современных художников, цена на которых растет с астрономической скоростью: если 20 лет назад, в 1993 году, эта работа ушла с молотка за $2,4 млн, то в мае нынешнего года, вопреки «скромной» предпродажной оценке в $25–35 млн, ее цена взлетела до $58,4 млн. Для покупателя, делавшего ставки по телефону, ее приобрел Бретт Горви, глава департамента послевоенного и современного искусства Christie’s. Говорят, новый владелец из Катара, хотя Горви, естественно, эти слухи не комментирует. После Поллока самой дорогой оказалась работа Роя Лихтенштейна Женщина в шляпе с цветами (1963), отсылающая к одноименному кубистическому портрету Пабло Пикассо —она досталась бриллиантовому магнату Лоуренсу Граффу. Заседавший в первом ряду британский миллиардер чуть было не отступился, когда цена достигла $46,5 млн, но в итоге все-таки решился выложить за картину $56,1 млн (при эстимейте $30 млн). Наконец, третьим в списке топ-лотов стала работа Жан-Мишеля Баскиа Затуманенные головы (1982): для телефонного клиента изображение парочки наркоманов в фирменном примитивном стиле художника приобрел сотрудник Christie’s Лоик Гузер.
Бывшая владелица, лондонский дизайнер Тикуи Атенсио, внакладе не осталась: вместо ожидаемых $25–35 млн картина принесла рекордные $48,8 млн. Хотя работа и так была одной из 15 лотов, продавцам которых аукционный дом предоставил гарантии. Так чем же объяснить ошеломляющий успех торгов? Возможно, такие результаты обусловлены высоким качеством представленных работ, среди которых были настоящие шедевры из авторитетных частных коллекций Армана и Селесты Бартос, а также Энди Уильямса. В основном все работы были небольшого размера, однако это не помешало их популярности среди покупателей. Масштабные полотна выставлялись на состоявшихся днем ранее торгах главного конкурента Christie’s — аукционного дома Sotheby’s, которые протекали куда более вяло и предсказуемо. С молотка ушли 64 лота, общая стоимость их составила $293,6 млн, едва превысив нижнюю границу прогнозируемой выручки в $283,9–382,9 млн: 17,2% работ не нашли покупателей; пять самых дорогих принесли организаторам более $20 млн. В то время как лидеры Christie’s устанавливали исторические рекорды и ставки в аукционном зале в считанные секунды взмывали до небес, лучшие лоты Sotheby’s продавались согласно прогнозам экспертов. Самым раскрученным и, следовательно, самым дорогим стало монументальное полотно американского экспрессиониста Барнетта Ньюмана Onement VI (1958, эстимейт $30–40 млн), которое представитель Sotheby’s Клаудиа Двек приобрела за $43,8 млн для телефонного покупателя. По ее словам, картина куплена «коллекционером из Европы»; дилеры в один голос утверждают, что она войдет в частное собрание знаменитого модельера и покровительницы искусств Миуччи Прада. Надо заметить, что Onement VI была одной из пяти работ, на которую Sotheby’s предоставил гарантии; продавцом выступил основатель компании Microsoft Пол Аллен. Кроме того, за $37,1 млн (организаторы торгов оценивали полотно в $30–40 млн) ушла с молотка черно-белая картина Милан. Соборная площадь (1968) Герхарда Рихтера, художника, ставшего самым дорогим из ныне живущих; прежде принадлежавшая семье Прицкер, главному акционеру сети отелей Hyatt и учредителю престижной архитектурной Притцкеровской премии, работа теперь переедет в особняк нью-йоркского бизнесмена Дональда Брайанта. Наконец, третьим рекордом вечера стала скульптура из синих губок Ива Кляйна Без названия. SE 168 (1959), на которую Сэнди Роуэр, глава Фонда Александра Калдера, не пожалел $22 млн (по неофициальным данным, организаторы ожидали получить около $20 млн).
Одним из немногочисленных сюрпризов вечера стала развернувшаяся борьба за автопортрет Джеффа Кунса Новый Джефф Кунс (1980), где художник запечатлел себя в детстве с коробкой карандашей. Победителем стал художественный критик и консультант по вопросам искусства Филипп Сегало: он заплатил за нее $9,4 млн. Надо отметить, что на других торгах Кунс спросом у коллекционеров не пользовался: нашла покупателя только одна из трех работ, выставленных на аукционе нью-йоркским издателем Питером Брантом. Ни Настенному рельефу с птицей (1991), ни раннему творению Новые пылесосы Hoover Convertible, новые пылесосы Shelton Wet/Dry, 5 галлонов, двухэтажная конструкция (1981–1986) не удалось сменить владельца. «Работа слишком навороченная: четыре пылесоса, нагроможденные друг на друга. Сейчас среди коллекционеров в моде минимализм», — считает арт-дилер Дэвид Нисинсон. На аукционе Christie’s Кунс был представлен одним лотом — масштабное полотно Plate Set (1991–1994) было приобретено за $3,1 млн (эстимейт $4–6 млн).
Завершил неделю торгов современного и послевоенного искусства аукцион Phillips, состоявшийся 16 мая. Здесь самым дорогим лотом стала хрестоматийная работа Энди Уорхола Четыре Мэрилин (1962). Ходили слухи, что картину якобы выставил на продажу сам владелец Phillips Леонид Фридлянд, который годом ранее приобрел ее у влиятельного арт-дилера Роберта Мнухина. До аукциона трем журналистам, пытавшимся выяснить примерную стоимость работы, в Phillips назвали разные суммы, варьировавшиеся от $20 млн до $40 млн. В итоге картина нашла счастливого покупателя за $34 млн: им оказался Ларри Гагосян.
Суммарная выручка аукциона составила $67,9 млн, не достигнув даже нижней границы предпродажного прогноза в $77,4–105,5 млн, хотя и было продано 81% лотов.