«Золотая осень» Игоря Грабаря, плакаты Владимира Маяковского и «Обмундирование Русской Императорской армии» из военной коллекции Анны Браун — среди самых интересных лотов, которые Татьяна Маркина каждую неделю выбирает на московских аукционах.
Игорь Грабарь. «Золотая осень». 1904
Это большое полотно было приобретено нынешним владельцем в 1990-х на аукционе Christie’s и недавно прошло атрибуцию: в течение почти что года эксперты сравнивали ее со всеми картинами Грабаря, созданными в этот период и находящимися в собраниях крупнейших российских музеев. На картине изображены березы в усадьбе Дугино, они были одним из излюбленных пейзажных мотивов Грабаря. Он писал эти березы зимой, ранней весной, летом и осенью, каждый раз восхищаясь «ритмом веток» и цветовыми сочетаниями листьев. Усадьба Дугино принадлежала художнику-любителю Николаю Мещерину. В его доме была большая мастерская, в которой работали многие художники, в том числе Исаак Левитан и Валентин Серов. «Оказалось, что в Дугине перебывали все известные московские художники, которых привлекало радушие и гостеприимство хозяина, деликатность его натуры и наличие несомненного дарования», — вспоминал Игорь Грабарь.
«Кабинетъ», 17 декабря (18:30), эстимейт 23–30 млн руб.
Владимир Маяковский. Плакат из 12 частей. 1921
12-частный плакат начала 1920-х годов со строчками Владимира Маяковского — реакция на попытку французского правительства воздействовать на правительства Польши и Румынии и «предъявить России свои максимальные требования в ультимативной форме». Большая статья с реакцией Наркоминдела на эти события вышла в «Известиях» 15 сентября 1921 года. Польское правительство потребовало от России немедленного выполнения ряда пунктов Рижского договора — впрочем, спустя несколько дней оно вынуждено было отказаться от резкого тона и перейти к деловому обсуждению вопросов на основе взаимности. Маяковский нарисовал на эту тему картинки и придумал подписи, а Главполитпросвет их напечатал.
«В Никитском», 18 декабря (19:00), эстимейт 550–600 тыс. руб.
Дитрих Монтен, Генрих Эккерт. «Обмундирование Русской Императорской армии». 1840
Это роскошное издание содержит 140 литографий, раскрашенных вручную акварелью, с изображением гербов, военных групп и батальных сцен, схем с указанием обмундирования разных частей российской армии. Литографии наклеены на листы, сплетенные в блок. Авторы издания — немецкий исторический живописец и гравер Дитрих Монтен и немецкий же художник-баталист Генрих Амброз Эккерт. Но даже не это главное — на форзаце книги видны экслибрисы военной коллекции Анны Браун, одного из крупнейших в мире собраний материалов, связанных с историей и иконографией военнослужащих, охватывающего период с 1500 до 1945 год. Анна Браун в начале 1980-х годов передала свою коллекцию в дар Библиотеке имени Джона Хея в Брауновском университете в США.
«Антиквариум», 21 декабря (12:30), эстимейт $40–60 тыс.