На русских торгах летом 2014 года в Лондоне три аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s и MacDougall’s — суммарно собрали £46 млн, почти на треть превысив результаты прошлого полусезона. Не остался незамеченным и один менее внушительный рекорд: искусство социалистического реализма принесло на торгах £4,4 млн, или 9,5% от общего сбора, оказавшись самым успешным направлением в отечественном искусстве по темпам увеличения продаж за последние годы.
Что же, соцреализм нынче «восходящий тренд»? Определенно, такую перемену конъюнктуры сочли бы для себя благоприятной не одни только бескорыстные поклонники патетического фигуративного искусства, ушедшего, казалось, навсегда... И неспроста аукционам лондонской «русской недели» предшествовало несколько других, казалось бы, мало связанных между собой событий. Так, зимой в Лондоне прошла выставка Soviet Art. Soviet Sport, организованная Sotheby’s в собственном особняке при поддержке Института русского реалистического искусства, созданного на деньги банкира и мецената Алексея Ананьева, с работами из коллекции института и собраний РОСИЗО и Третьяковской галереи. По заверениям аукционного дома, проект никак не был связан с подготовкой к летним торгам, однако каталог выставки разошелся еще на открытии, а количество покупателей соцреализма ощутимо возросло. Сам Ананьев приобрел на Sotheby’s работу Георгия Нисского Над заснеженными полями за £1,7 млн, рекорд для советского официального художника; а сразу после торгов информационным поводом отметился фонд бизнесмена Андрея Филатова Art Russe, который до того для начала успешно провел в Венеции, а потом в Лондоне выставку Виктора Попкова и наконец заявил о грядущем открытии в Лувре постоянной экспозиции соцреализма, а в британской столице — целого музея советского искусства. К концу лета в полный голос напомнила о себе Международная конфедерация союзов художников (МКСХ), правопреемник Союза художников СССР, поведав о 4,5 тыс. живописных работ, поднятых из архива и готовых к покорению арт-рынка. Искусству соцреализма внезапно как будто стало тесно внутри России — потому оно предприняло экспансию на Запад?
Как примет все это международный арт-рынок? Являются ли усилия российской стороны случайным всплеском сезонной активности либо мы наблюдаем, как постепенно создается мода и определяются ее герои на следующее десятилетие, подобно тому, как однажды это уже происходило с русским авангардом?
Просуществовал соцреализм примерно столько же, сколько соцреальность — с 1932 года, когда появился сам термин, и официально до 1991-го, когда государство в одночасье утратило прежнюю роль и ситуацией мгновенно воспользовались западные коллекционеры, за несколько лет буквально опустошив рынок искусства — чьей существенно важной и, как оказалось, фатальной особенностью, по мнению некоторых исследователей, являлась не столько даже реалистическая манера, у всех всегда все равно разная (отсюда вечные «споры о реализме» в идеологии), сколько полная неприспособленность к рыночным условиям, фундаментальное игнорирование этих условий в устройстве художественного производства.
После того как рухнул железный занавес, зарубежные покупатели, получив возможность въезда в страну, скупали советское искусство преимущественно в мастерских, непосредственно у художников. (Раньше всякий западный коллекционер, вдруг заинтересовавшийся советским искусством, мог рассчитывать лишь на посредничество существовавших с 1970-х годов Экспортного салона и Всесоюзного объединения «Международная книга», через которые можно было работы советских художников приобретать из-за рубежа официально.) В свою очередь, советские художники стали частыми гостями на аукционных торгах. Правда, преимущественно это были небольшие европейские аукционы, устанавливавшие эстимейты на уровне чуть выше «оптовой закупочной цены», от нескольких сотен до полутора тысяч долларов. А вот где соцреализм рос в стоимости, так это в России. По словам Леонида Шишкина, создателя галереи и аукционного дома, в 1990-е годы 80% его клиентуры составляли иностранцы-экспаты, 20% — обеспеченные соотечественники, однако эти 20% приносили 80% кассы: у «новых русских» советская эстетика была в почете. С середины 2000 годов к аукционным торгам всерьез подключились Sotheby’s и Christie’s, чуть позже MacDougall’s, Bonhams и Phillips de Pury. Постепенно стали повышаться цены, хотя по-прежнему портил всю историю конкурент, надолго отвлекший всеобщее внимание, в том числе к вопросам развития нишевого рынка, — русский авангард.
Какое-то время, довольно продолжительное, после кончины СССР соцреализм рассматривался специалистами, историками и кураторами, почти исключительно в аспекте идеологии и практики тоталитарного общества — и в этом отношении к советскому искусству мало отличались друг от друга такие в остальном разные по концепции и материалу выставки, как Москва — Берлин. 1900–1950 (сер. 1990-х) и Коммунизм: фабрика будущего (нач. 2000-х), где зарубежный зритель мог, по идее, познакомиться с социалистическим реализмом накоротке и en masse. Уже организованная Музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке выставка Reflections. Socialist Realism and Russian Art (2005) вопрос идеологической подоплеки стремилась вынести за скобки, взамен подчеркивая преемственность русской реалистической школы. Спустя год тот же музей повторил опыт с русским-советским искусством в рамках масштабной выставки Russia! в своем филиале в испанском Бильбао. Из других европейских выставок можно вспомнить берлинскую Behind the Curtain. Art of Socialist Realism, организованную в 2009 году галереей Jeschke van Vilet и впоследствии распроданную организаторами с молотка. После этого вплоть до нынешнего года на рынке соцреализма наступило некоторое затишье.
Что представляет собой зарубежный рынок соцреализма сегодня? Как отмечалось выше, это 9,5% оборота «русской недели» (в 2011–2013 годах — 3,7%). Произведения советского официального искусства можно найти как в онлайн-продаже крупнейшего ретейлера eBay (на ноябрь 2014 года — 23 работы, диапазон цен от $50 до $5 тыс.), так и на модном ArtSy (12 работ, цены по запросу). Не блещут, но исправно торгуют онлайн-галереи Sphinx Fine Art, Russian Paintings (обе — Великобритания) и Lazarre Gallery (США). Соцреализм регулярно выставляется на бруклинский аукцион Gene Shapiro, однако тамошняя публика не спешит превышать эстимейты.
Очевидно, что главная инициатива по «размещению акций» соцреализма должна исходить из России. А конкретнее? Пока влиятельных игроков здесь можно перечесть по пальцам.
Активно действует Андрей Филатов и его фонд Art Russe, а также Леонид Шишкин, расширивший в 2012 году географию своей галереи представительством в Лондоне. Нельзя не упомянуть аукционный дом «Совком», довольствующийся московской пропиской и публикой, однако исправно устанавливающий рекорды: 5 из 20 самых дорогих произведений соцреализма были проданы именно здесь, а с 2006 по 2010 год «Совком» удерживал мировой рекорд стоимости.
Институт русского реалистического искусства, имея в собрании более 6 тыс. работ, на рынке выступает не только покупателем (свои работы на продажу не выводил), но и активным советником аукционных домов. «У нас нет формализованного соглашения о партнерстве, но налицо заинтересованность руководства одного из ведущих аукционных домов в развитии диалога, возможности экспонирования и предоставлении качественных вещей для временных выставок и помощи в вопросах искусствоведческой оценки», — говорит Алексей Ананьев. Речь, понятное дело, о Sotheby’s. С которым заключила негласный договор и Международная конфедерация союзов художников. «Никакого документа, дающего эксклюзивные права Sotheby’s, не существует. Но мы действительно сейчас сотрудничаем с Sotheby’s, поскольку они среди первых обратили внимание на этот сегмент мирового искусства и стали всерьез им заниматься. Другие не проявили такого понимания и оказались в стороне», — поясняет Масут Фаткулин, председатель исполкома МКСХ. (К слову сказать, купленная Алексеем Ананьевым работа Георгия Нисского была выведена на Sotheby’s именно Масутом Фаткулиным.) Сегодняшние цены для реалистического искусства XX века — это далеко не предел, важно его грамотно позиционировать. В частности, снять клеймо «Stalin Art», что, по мнению и Ананьева и Фаткулина, превратилось в дешевую эксплуатацию бренда СССР.
После того как активизировались русские, владеющий соцреализмом Запад тоже решил «открыть второй фронт». Среди коллекционеров, неохотно (иными словами, за большие деньги) расстающихся с работами из своих собраний, по-прежнему остаются Реймонд Джонсон, владелец крупнейшего за рубежом собрания русского искусства (16 тыс. произведений, из них 12 тыс. — советского периода) и созданного на его основе музея, Эшли Леонард, вдова коллекционера Юрия Манийчука Роуз Брэди и семья Федермессер в США; в Британии — Мартин Викенс и семья Райнер.
Райнеры, собиравшие советских художников с начала 1990-х и имеющие в собственной коллекции более 2 тыс. работ, основали управляющую компанию Red Art Galleries и привлекли к сотрудничеству крупных британских и американских коллекционеров. В ее планах — довести количество работ до 10 тыс. и продолжать повышение капитализации собрания. Уже сегодня Red Art Galleries вступила в переговоры с Fine Art Fund Group, крупнейшим финансовым арт-фондом, с целью размещения работ среди его активов.
Однако для того, чтобы соцреализм потеснил в портфелях фондов искусство стран третьего мира, прежде всего Китая, Индии и Латинской Америки, нужны стабильно высокие продажи данного сегмента. И здесь британцам без помощи русских не обойтись.
Говоря о перспективах рынка социалистического реализма, отметим следующее: уже сегодня первые имена соцреализма становятся в один ценовой ряд с недосягаемыми ранее художниками русского авангарда и заметно потесняют искусство XIX века. Быть может, следующим шагом станут совместные художественные проекты со странами бывшего соцлагеря, Германией и Восточной Европой (тут первым делом приходит на память недавний опыт Герхарда Рихтера, который в 2014 году вспомнил, что начинал с соцреализма, и даже провел в США соответствующую выставку), ну а самое перспективное и, главное, напрашивающееся направление сотрудничества здесь возможно с Китаем.
Не стоит забывать и о потенциале пока малозадействованного в торговле соцреализмом Christie’s, — собственно, как не будем забывать и о Sotheby’s и его интересе к российским партнерам. И МКСХ, которая, по словам Масута Фаткулина, планирует выводить на публичные торги не более десяти работ в год — есть в этом и расчет сдерживать предложение, провоцируя более высокую стоимость, и суровая данность: качественного продукта на рынке соцреализма в свободной продаже крайне мало, и конкуренция должна быть высока. «Сегодня людей, покупающих некачественные работы, не осталось. На фоне общего мусора „жемчужины“ будут стабильно расти в цене», — считает Леонид Шишкин.
Дело за малым: найдется ли у соцреализма достаточно покупателей? Или все так и будут рассчитывать на Алексея Ананьева и Андрея Филатова?