Шедевры итальянского Возрождения в ГМИИ им. А.С.Пушкина, юбилейная экспозиция Московского музея современного искусства, первая почти за полвека ретроспектива Александра Самохвалова в Русском музее.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжает знакомить российского зрителя с шедеврами живописи из ведущих мировых музеев — на этот раз на выставке «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». В экспозиции представлены полотна итальянских мастеров второй половины XV века, а в ее центре — знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» (1491) из Национальной галереи Марке в Урбино. Помимо этого шедевра, здесь же обладающие огромной художественной ценностью картины живописцев, творчество которых было связано с городами Северной Италии: Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Тура. Каждый из этих прославленных мастеров по-своему раскрывает и трактует центральный сюжет Богоматери с младенцем, как в византийской иконописи, так и в искусстве Возрождения. Например у Джованни Беллини она необычайно лирична и строится на диалоге Мадонны и младенца, а Карло Кривелли трактовал тему в символическом ключе, в отличие от Козимо Туры, чья «Мадонна со спящим младенцем» (1470) полна экспрессии и драматизма. Помимо того что выставка представляет несомненные шедевры, объединенные одной темой, это еще и уникальная возможность увидеть картины художников, произведения которых отсутствуют в российских музейных собраниях.
К своему 15-летию Московский музей современного искусства подготовил новую выставку, решив развернуть в экспозиции не только историю того, как складывалась его коллекция, но и как менялась концепция собрания и как функционирует музей. В выставку, помимо работ известных российских художников, включены и зарубежные, в том числе классики Арман, Пикассо, Де Кирико, Дельво и другие. Название выставки «Музей с предсказаниями» тоже не ради красного словца. По мнению ее куратора и одновременно директора музея Василия Церетели, искусство — это своего рода пророчество, поэтому и решили к билету на выставку прилагать печенье с предсказаниями художников, писателей и философов. Изменен и привычный выставочный маршрут: залы с работами художников чередуются с пятью площадками, посвященными разным неожиданным темам, одна из которых, например, «внутренняя кухня» музея (факты из истории собрания, жизнь сотрудников), тут же — его библиотека.
Александр Самохвалов (1894–1971) — абсолютный классик русского искусства. Даже те, кто не слышал этого имени, наверняка видели и знают его романтизированные картины на тему советского труда и спорта, самая знаменитая среди которых — «Девушка в футболке». Большая часть экспонатов на выставке — из собственного собрания Русского музея, остальные привезены из других отечественных музеев, в том числе Тверской областной картинной галереи, куда вдова художника передала оставшиеся у нее работы и большую часть его архива. Всего в экспозиции 250 произведений Самохвалова начиная с мало известных ранних архитектурных рисунков (в 1914–1918 годах он учился в петербургской Императорской академии художеств на архитектора) и заканчивая почти неизвестной широкому зрителю последней большой картиной 1967 года «Аппассионата» («Строители коммунизма»).