18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главный штаб между лабиринтом и анфиладой

В конце 2011 года первым для публики открылся пятый двор реконструированного Главного штаба, в июне 2014-го с началом Европейской биеннале современного искусства Manifesta зрители почти полностью смогли увидеть новое музейное здание, в дни празднования 250-летия Эрмитажа постоянная экспозиция и временные выставки заняли все отведенные помещения, и наконец 17 декабря была представлена книга «Эрмитаж. XXI век. Новый музей в Главном штабе», вышедшая в именитом издательстве Thames & Hudson.

В презентации 200-страничного богато иллюстрированного альбома, который выпущен в двух версиях, на русском и английском языках, приняли участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и архитекторы Олег и Никита Явейны. Имя Олега Явейна значится первым на титульном листе, но, помимо него, издание включает тексты историка архитектуры Дмитрия Швидковского (совместно с Юлией Ревзиной), специалиста по архитектуре Центральной и Восточной Европы Ханса Ибелингса, а также архитектурного критика и куратора Венецианской архитектурной биеннале 2008 года Аарона Бетски, выдающегося архитектора современности Рема Колхаса, и, конечно же, все они предваряются статьей Михаила Пиотровского. Необходимо отметить, что перед нами первая изданная в Европе книга, которая полностью посвящена современной постройке, реализованной в России.

Братья Явейн и архитектурное бюро «Студия 44» создали в здании Карло Росси третью анфиладу, использовав для этого пять больших дворов и нанизав на новую ось внутренние служебные корпуса. Текст Олега Явейна, руководителя проекта реставрации и приспособления исторического здания, поясняющий многочисленные иллюстрации, начиная с отмывок Карло Росси и заканчивая рендерами «Студии 44», носит название «Между лабиринтом и анфиладой». Выступая на презентации, Олег Явейн повторил мысль, высказанную и в статье Дмитрия Швидковского: Венецианская хартия, положения которой являются нерушимым законом для любого архитектора, строящего или реконструирующего здания в исторической среде, может противоречить сама себе, например сводя роль конструкций в здании эпохи классицизма к декоративным элементам, как вышло со сводами и перекрытиями в Главном штабе.

На приведенных в книге планах явственно видно, как на сперва кажущийся орнаментом россиевский план накладывается современная сетка и образуется точка схождения, из хаоса вычленяется строгая структура. Однако то, что очевидно на плане, никак не воспринимается взглядом отдельного зрителя, оказавшегося в этом здании, при уменьшении до масштаба отдельного человека и его горизонта вся геометрия попросту исчезает.

Книга вышла совсем недавно и включает самые последние фотографии, сделанные на музейной экспозиции. Именно они показывают, как реальная повседневная жизнь музея сама корректирует нарисованную архитекторами идеальную гармонию, затушевывает четкую архитектурную графику. Фотографии залов, сделанные во время биеннале Manifesta, призваны показать, как способна трансформироваться постройка под требования современного искусства. Легко вспомнить, что заполнившая большой третий двор инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», которая изображала разрушенный дом, стала, по мнению многих, единственно верным способом решения этого пространства, хотя и была сделана художником из временных материалов. В этом смысле удачно, что презентация книги прошла там, где присутствовавшие смогли сравнить, насколько эмпирическое отличаются от задуманного.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+