18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги-2014. Министры и художники

№29
Материал из газеты

Основы государственной культурной политики вызывают бурную дискуссию, а культурные инициативы столичных властей – большой интерес

Год 2014-й в России был объявлен Годом культуры, в январе Владимир Путин поручил разработать проект основ государственной культурной политики. Проект подготовила рабочая группа во главе с руководителем Администрации президента РФ Сергеем Ивановым. Министерство культуры РФ параллельно подготовило свой вариант проекта. Цель обеих концепций — «возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития». «„Основы государственной культурной политики“ закладывают некоторые фундаментальные направления, цели, задачи, принципы, дальше последует в течение следующего года выработка стратегии конкретных действий по их реализации», — рассказал нашей газете советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. А вот глава Департамента культуры Москвы, министр правительства Москвы Сергей Капков озаглавил культурный тренд этого года как «живи, работай, созидай». Объясняет он этот лозунг тем, что людей, которые работают на благо культуры, но не имеют отношения к государству, власти очень даже замечают. Стараются прислушиваться и как-то помогать. «„Живи, работай, созидай“, — говорит Капков, — это наша позиция. Чем больше будет людей самостоятельных, активных, рачительно относящихся к государственным средствам, тем лучше будет результат». На организованном Департаментом культуры города Москвы I Московском международном форуме «Культура. Взгляд в будущее» участники обсудили изменения столичной культурной среды в последние годы, а также ее дальнейшее развитие. А обсудить было что: реформы выставочных залов города, библиотек, домов культуры, переосмысление парков, кинотеатров, музеев, городские фестивали. Судя по высокой посещаемости форума, уже сейчас можно сказать, что деятельность департамента вызывает живейший интерес у публики. 


У российского современного искусства хорошие перспективы, ибо ниша этого искусства практически пустует. Есть много хороших художников, есть отличные работы, но нет понятия «современное российское искусство». У него нет характеристик, нет размеров, нет стилей. Групповые выставки российского искусства это показывают. Эту нишу, наверное, должны создавать околохудожественные институции, постоянно определяя и формулируя, что такое российское искусство. Но, пока наши художники будут изобретать велосипеды — то ли из-за плохого образования, то ли из какого-то нарочитого упрямства, — или продолжать копировать работы других художников из Интернета, думая, что никто другой их не знает, оригинального продукта не получится. В России традиционно есть мощная художественная воля, умение выражать пластически самые разные чувства, эмоции, смыслы. «Мир искусства», русский авангард, соцреализм не были уникальными течениями с точки зрения пластической сути стиля, однако художники, их представлявшие, сумели создать свою мощную мифологию, ставшую признанной интернационально. Сейчас есть такая же возможность, но надо постоянно работать, а не тусоваться; искать пластические ходы, а не думать, что на тебя свалится слава; серьезно заниматься выбранной профессиональной деятельностью, а не стремиться поскорее продать получившийся продукт. Мне кажется, побеждают художники, делающие ставку на серьезное всматривание в себя самих, на упорное неприятие готовых приемов и принятых суждений. У российских художников сейчас, как никогда, есть такая возможность. Они могут получать образование в любой интересующей их области благодаря Интернету, имеют на выбор множество материалов и техник, могут освоить самые разные стратегии. Этим и надо заниматься, на мой взгляд. А ссылаться на политику и бояться чьей-то личной неосведомленности не надо. Не надо тратить время на пустые крики — надо работать.

Мои личные планы на 2015 год — продолжать руководить проектом «Эрмитаж 20/21», в котором, будет много очень хороших проектов. Выделю два: «Гласстресс-2015: Готика» на Венецианской биеннале, проект про варварский антиордерный стиль от истории до современности, и Год фотографии в Эрмитаже.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+