18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Археологи рассказали о важнейших находках в Новгороде

Археологические раскопки, прошедшие летом 2014 года в Великом Новгороде, принесли сенсационные результаты, пишет «Коммерсантъ». По словам руководителя археологической экспедиции Владимира Седова, раскопки, проходившие на территории Георгиевского собора Юрьева монастыря (входит в список ЮНЕСКО), привели к важнейшим историко-археологическим открытиям. Так, в северной части собора была обнаружена надгробная плита святителя Феоктиста, новгородского святого XIII–XIV веков, который был перезахоронен в Юрьевом монастыре в 1786 году. В советское время плиту закрыли новым слоем пола, а серебряную раку с мощами святого, установленную на ее месте, вывезли из монастыря, из-за чего точное место захоронения архиепископа Новгородского и Псковского было утрачено. Кроме того, в нижней части алтаря Георгиевского собора, на метровой глубине, удалось обнаружить изображения лика Богоматери, а также некоей молодой женщины без нимба с короной на голове. Археологи предполагают, что последний фрагмент может быть частью фрески, изображающей сцену «Чудо Георгия о змие», где Георгий Победоносец спасает царевну Елисаву. Впрочем, точность этого предположения еще предстоит уточнить историкам и искусствоведам. По словам Седова, работы по изучению, восстановлению и реставрации всех найденных фрагментов могут занять больше десяти лет.

Впрочем, открытия касаются не только древнерусской живописи, но и письменности. Так, археологам удалось восстановить по 30 фрагментам фресок двухчастную надпись, которая была сделана на одной из стен собора. В первой части говорится о смерти и погребении новгородского архиепископа Антония в 1232 году, вторая сообщает о смерти и погребении здесь же двух сыновей князя Ярослава Владимировича, Изяслава и Ростислава, умерших в 1198 году и перевезенных в Новгород, где правил их отец. Это одна из самых больших древнерусских надписей-граффити, сохранившихся до наших дней.

Раскопки велись и на территории других новгородских монастырей — Пантелеймонова и Благовещенского. Последний был возведен в 1179 году и позднее перестроен. Археологи добрались до основания древних каменных ворот монастыря, сооруженных в 1182 году, а также трапезной XVI–XVII веков.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+