Первая в России ретроспектива Пауля Клее из швейцарских собраний, классик ХХ века британский художник Фрэнсис Бэкон в Государственном Эрмитаже, выставка коллекции икон и церковной старины в Русском музее.
Пауль Клее (1879–1940) — одна из главных фигур в истории модернизма. Во всем мире его выставки всегда событие. Выставка же «Пауль Клее. Ни дня без линии» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — событие вдвойне, учитывая тот факт, что это первая ретроспектива немецко-швейцарского художника в России. И произведений Клее в наших собраниях практически нет, если не считать трех великолепных графических работ мастера, две из которых — «Маски» и «Куколка» (обе 1923 года) — были приобретены в 1924 году с Первой всеобщей выставки немецкого искусства в Москве для Государственного музея нового западного искусства, откуда и попали затем в ГМИИ. Они включены и в нынешнюю экспозицию, составленную почти целиком из богатейших швейцарских собраний: Центра Пауля Клее в Берне, базельского Фонда Бейелера и ведущих музеев Швейцарии. Благодаря такой щедрости выставка дает уникальную возможность проследить весь путь художника от ранних «готических» гравюр и акварелей 1914 года до самых поздних трагических образов, созданных с предчувствием своей скорой кончины от неизлечимой болезни и надвигающейся катастрофы большой войны.
Почти одновременно в Государственном Эрмитаже открылась ретроспектива другого классика ХХ века — Фрэнсиса Бэкона, и тоже первая. Его очень характерная фигуративно-экспрессионистская живопись занимает самые почетные места в ведущих музеях мира и ставит семизначные рекорды на аукционах. На выставке — 30 произведений Бэкона из британских музеев. А поскольку ракурс проекта — «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», то параллельно выставлены и произведения художников, оказавших на него сильное влияние. Здесь портреты Филиппа IV и графа-герцога Аливареса кисти Веласкеса из Эрмитажа, как и приехавший из британского собрания веласкесовский погрудный портрет папы Иннокентия Х, эрмитажные Ван Гог, Сезанн и Матисс, у которых Бэкон тоже учился. Не забыта даже скульптура: древнеегипетский Аменемхет III, «Скорчившийся мальчик», терракотовые «Вечер» и «День» Микеланджело, тоже из собрания Эрмитажа.
Выставка «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее» впервые так широко представляет богатейшее музейное собрание икон, скульптуры и декоративно-прикладного церковного искусства. Впервые в одном пространстве можно увидеть собранные вместе уникальнейшие экспонаты, которыми по праву гордится Русский музей, такие как Корсунская лампада из новгородского Софийского собора, древнейший резной амвон из дерева, резные Царские врата, фигуры старцев из новгородских монастырей и многое другое. Основной костяк этой коллекции сформировался с 1897 по 1914 год. На выставке, приуроченной к 100-летию открытия древлехранилища Русского музея, предметы сгруппированы таким образом, чтобы можно было составить представление и об истории приобретений, в основном на государственные деньги, и о первых музейных экспозициях. Всего на выставке 600 экспонатов.