18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

История успеха Джошуа Веджвуда: отличный вкус и деловая хватка

№29
Материал из газеты

Год Великобритании в России завершает выставка знаменитого английского фарфора

Этот проект впечатляет даже просто перечислением участников: уникальные экспонаты предоставили Эрмитаж и Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина и дворцы-музеи Москвы (Останкино, Кусково, Коломенское), музеи пригородов Санкт-Петербурга (Царское Село, Павловск, Петергоф), первый раз покинули Великобританию и предметы из собрания Музея леди Ливер (Ливерпуль). Свыше 500 экспонатов блистательно иллюстрируют то, что принято понимать под «британскими традициями» и «тонким вкусом». Но, рассматривая фарфор и керамику, мебель и костюмы, ювелирные изделия, живопись и графику, постепенно понимаешь, что вместо чисто искусствоведческого проекта оказываешься в пространстве увлека-тельной «истории успеха» XVIII века, рассказа о том, как керамист Джошуа Веджвуд попал в резонанс со своей эпохой и что из этого вышло. Создатель легендарной марки Wedgwood понимал не только технические особенности фаянса, который сам и усовершенствовал, организовав производство фирменных предметов из «яшмовой», «базальтовой» и «королевской» (кремовой, покрытой свинцовой глазурью) фаянсовой массы. Он неплохо понимал и людей — умел находить надежных партнеров и союзников на всех ступенях социальной лестницы. Художники и бизнесмены, торговцы и судовладельцы, светские дамы и коронованные особы эпохи Просвещения и наступающей промышленной революции — все они внесли свой вклад в создание легенды Веджвуда.

Художественный вкус позволил Веджвуду использовать для украшения посуды античные сюжеты вступавшего в свои права классицизма. А деловая хватка привела к успешному сотрудничеству со стремительно развивающимися транспортными компаниями — и продукция пошла на экспорт. Можно сказать, что Веджвуд был новатором: первым стал выпускать каталоги продукции, внедрил элементы конвейерного производства на фабриках (раньше мастер работал над изделием от начала до конца), открыл магазины в Лондоне, ввел возможность возврата покупок. Его «рекламными агентами» становились прекрасные заказчицы (удачные эскизы которых Веджвуд использовал при разработке декора посуды), а высокопоставленные соотечественники в разных странах продвигали Wedgwood как образец истинно британского стиля.

Качество продукции оценили и в России — на выставке можно увидеть два медальона с портретами Екатерины II и Петра I и экспонаты, входящие в легендарный екатерининский сервиз c зеленой лягушкой, состоящий почти из тысячи предметов. В числе уникальных экспонатов — один из трех известных в мире мраморных каминов с плакетками работы Джона Флаксмена в голубой яшмовой массе и фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса. В Москву привезли и знаменитый шедевр — воспроизведение в черной базальтовой массе знаменитой Портландской вазы (античный оригинал в технике цветного стекла — в Британском музее). И конечно, нельзя упустить возможность увидеть одну из известных красавиц, которая, вероятно, могла держать в руках первые произведения заводов Веджвуда: Музей леди Ливер предоставил «Портрет герцогини Кумберлендской» — шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+