18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История успеха Джошуа Веджвуда: отличный вкус и деловая хватка

№29
Материал из газеты

Год Великобритании в России завершает выставка знаменитого английского фарфора

Этот проект впечатляет даже просто перечислением участников: уникальные экспонаты предоставили Эрмитаж и Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина и дворцы-музеи Москвы (Останкино, Кусково, Коломенское), музеи пригородов Санкт-Петербурга (Царское Село, Павловск, Петергоф), первый раз покинули Великобританию и предметы из собрания Музея леди Ливер (Ливерпуль). Свыше 500 экспонатов блистательно иллюстрируют то, что принято понимать под «британскими традициями» и «тонким вкусом». Но, рассматривая фарфор и керамику, мебель и костюмы, ювелирные изделия, живопись и графику, постепенно понимаешь, что вместо чисто искусствоведческого проекта оказываешься в пространстве увлека-тельной «истории успеха» XVIII века, рассказа о том, как керамист Джошуа Веджвуд попал в резонанс со своей эпохой и что из этого вышло. Создатель легендарной марки Wedgwood понимал не только технические особенности фаянса, который сам и усовершенствовал, организовав производство фирменных предметов из «яшмовой», «базальтовой» и «королевской» (кремовой, покрытой свинцовой глазурью) фаянсовой массы. Он неплохо понимал и людей — умел находить надежных партнеров и союзников на всех ступенях социальной лестницы. Художники и бизнесмены, торговцы и судовладельцы, светские дамы и коронованные особы эпохи Просвещения и наступающей промышленной революции — все они внесли свой вклад в создание легенды Веджвуда.

Художественный вкус позволил Веджвуду использовать для украшения посуды античные сюжеты вступавшего в свои права классицизма. А деловая хватка привела к успешному сотрудничеству со стремительно развивающимися транспортными компаниями — и продукция пошла на экспорт. Можно сказать, что Веджвуд был новатором: первым стал выпускать каталоги продукции, внедрил элементы конвейерного производства на фабриках (раньше мастер работал над изделием от начала до конца), открыл магазины в Лондоне, ввел возможность возврата покупок. Его «рекламными агентами» становились прекрасные заказчицы (удачные эскизы которых Веджвуд использовал при разработке декора посуды), а высокопоставленные соотечественники в разных странах продвигали Wedgwood как образец истинно британского стиля.

Качество продукции оценили и в России — на выставке можно увидеть два медальона с портретами Екатерины II и Петра I и экспонаты, входящие в легендарный екатерининский сервиз c зеленой лягушкой, состоящий почти из тысячи предметов. В числе уникальных экспонатов — один из трех известных в мире мраморных каминов с плакетками работы Джона Флаксмена в голубой яшмовой массе и фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса. В Москву привезли и знаменитый шедевр — воспроизведение в черной базальтовой массе знаменитой Портландской вазы (античный оригинал в технике цветного стекла — в Британском музее). И конечно, нельзя упустить возможность увидеть одну из известных красавиц, которая, вероятно, могла держать в руках первые произведения заводов Веджвуда: Музей леди Ливер предоставил «Портрет герцогини Кумберлендской» — шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+