18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марике ван Вармердам в поисках утраченного времени

№29
Материал из газеты

Видеоарт в Эрмитаже. Показ начали с голландской художницы

Проект «Эрмитаж 20/21» накануне 250-летия музея запускает в залах-трансформерах Главного штаба серию выставок видеоарта. Начали показ в рамках VI Международного фестиваля искусств Дягилев P.S. c Марике ван Вармердам — голландской художницы, которая работает не только с видеокамерой, но и в живописи, скульптуре и инсталляции. В 1995 году она участвовала в 46-й Венецианской биеннале и с тех пор входит в международную обойму художников, которых приглашают в Кассель, Сидней и так далее, а также приобретают престижные музеи, такие как парижский Центр Помпиду и Стеделейк в Амстердаме. Так что Вармердам идеально подходит для показа под эрмитажной крышей. Но есть еще одна особенность: искусство художницы близко Дмитрию Озеркову, куратору выставки, заведующему отделом современного искусства Эрмитажа. Вармердам минималистична, она фиксирует простые ситуации, заставляя зрителя вглядываться в ее видео, когда главным сюжетом становится ощущение времени. Это музейный ответ на поток визуальной информации, который затопил зрителя в обыденной жизни. Выставка Время идет состоит из четырех видео: Ветер; Пара; Свет; Вдали, которые сняты в 2010 году и объединены в сериал Жизнь.

В видео Пара и Вдали камера наблюдает за пожилой парой, медитативно созерцающей пруд. С помощью смены ракурса художница как бы перемещает зрителя в поисках лучшей картинки. Чтобы в итоге он почувствовал: все движения излишни. Во втором видео фокус объектива постепенно смещается с запотевшего окна на персонажей, которые находятся за ним. Процесс «проявления» становится поиском коммуникации, возможно, актом узнавания этих людей.
Ветер гонит осенние листья, пластиковые обертки и «случайно» попавшее в камеру птичье перо. И все это на фоне индустриального пейзажа. Интерпретации за зрителем. В Свете рука Вармердам перебирает пластины жалюзи как струны арфы. Только вместо звука происходит игра с солнечным светом.

Чтобы зритель не испытал фрустрации от неумолимого бега времени, проект дополнен подушками с принтами, показывающими взмах руки, а также 12 большими шерстяными одеялами с изображениями циферблатов. На них время остановилось. Часть рисунков выполнена художницей вместе с пенсионерами в ходе арт-терапевтического эксперимента. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+