18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Последний маньерист Священной Римской империи

№29
Материал из газеты

Бартоломеус Шпрангер наконец дождался большой ретроспективы

После выставок, посвященных Гансу фон Аахену (Ахен, 2010) и Арчимбольдо (Вена, Париж, 2008; Вашингтон, 2010), пришел наконец черед и ретроспективы, первой такого размаха, придворного художника императора Священной Римской империи Рудольфа II. Считается, что уроженец Антверпена Бартоломеус Шпрангер (1546–1611), представитель позднего маньеризма, довел стиль этого направления в искусстве XVI века с его взвинченными линиями, спиралевидной композицией, вытянутостью фигур, соединением спиритуализма и эротизма до гипертрофированных форм.

Приехав в Прагу в 1581 году, Шпрангер очень скоро приобрел известность в Центральной и Северной Европе. Узнаваемый стиль Шпрангера быстро распространился в этом регионе благодаря множеству гравюр с копиями его произведений и несомненно повлиял на молодых нидерландских художников, в том числе на Хендрика Гольциуса и Абрахама Блумерта.

В экспозиции — 40 рисунков и 27 картин, рассказывающих о до сих пор малоизученных годах формирования художника в Парме, Милане и Риме. Там, под влиянием итальянских маньеристов Пармиджанино и Цуккари, он принимает их манеру — в большей степени, чем другие приезжавшие туда нидерландские художники.

Как и у всех маньеристов, звезда Шпрангера закатилась в начале XVII века. О нем забыли, а если и вспоминали, то только для того, чтобы поругать за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм», по словам британского критика середины XIX столетия. Лишь в ХХ веке Шпрангер занял заслуженное им место в истории искусства.

Поскольку почти все картины и рисунки Шпрангера хранятся в музеях Германии и стран Восточной Европы (в Метрополитен-музее в Нью-Йорке только три рисунка), то эта выставка не состоялась бы без заимствований из Музея истории искусств в Вене, которому принадлежит самая большая коллекция живописных работ художника. Музей предоставил шесть из них, включая такие известные произведения, как Геракл и Омфала (ок. 1585) и Юпитер и Антиопа (1595–1597). Альбертина, в свою очередь, выдала шесть рисунков, а Старая пинакотека в Мюнхене прислала четыре картины, включая Святого Луку, рисующего Мадонну (1582), одну из немногих для Шпрангера картин на религиозный сюжет. Среди других произведений на выставке надо отметить, в частности, Венеру и Адониса (1585) из амстердамского Рейксмузеума и раннее Мистическое обручение св. Екатерины из частной лондонской коллекции. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+