О поп-арте, казалось, сказано все. Однако нынешняя выставка во Франкфурте теперь исследует, как это направление, заявившее о себе сначала в Великобритании, а затем в США, было воспринято в Германии, точнее, в ее западной части.
Ее куратора Мартину Вейнхарт по ходу подготовки ждало много сюрпризов. «Я побывала в разных запасниках и обнаружила работы художников, оставшихся в тени звезд вроде Зигмара Польке и Герхарда Рихтера», — говорит она. Благодаря этим неожиданным находкам в выставку включены, к слову, произведения трех художниц: Беттины фон Арним, сегодня забытой, Луди Армбрустер, с которой куратору удалось встретиться в Мюнхене незадолго до кончины и обнаружить в ее мастерской около 40 картин, и живущей в Берлине Кристы Дичганс.
Громче всего поп-арт заявил о себе в Дюссельдорфе, где в октябре 1963 года Конрад Люиг и Герхард Рихтер (как и Польке эмигрировавший из Восточной Германии) организовали в пустом мебельном магазине длившийся две недели групповой перформанс Живя с поп-артом. Демонстрация за капиталистический реализм. Несмотря на экономическое чудо послевоенной Германии, среди молодых художников господствовали протестные настроения. «Земля Рейнланд тогда действительно процветала. В Дюссельдорфе появились художественные школы. Франкфурт был местом, где располагался штаб армии США, так что у немцев была возможность познакомиться и с американской культурой», — рассказывает куратор.
Однако реакция художников на американскую потребительскую культуру (или «кока-кола-колонизацию» в версии ее критиков), когда повсюду открывались торговые моллы, начало вещать коммерческое телевидение и была воздвигнута Берлинская стена, никогда не была прославлением массовой продукции, всего, что «секси» или «гламурно». «Немецкий поп-арт был другим из-за опустошительных для страны последствий Второй мировой войны», — говорит Вейнхарт, отмечая и существовавшую тогда проблему конфликта поколений. «Вы не найдете у немецких попартистов портретов Лиз Тейлор, Мэрилин или Джеки О», — добавляет она. Вместо этого Рихтер, к примеру, пишет мрачный портрет женщины-врача (Портрет доктора Кноблох, 1964). А частое обращение немецкого поп-арта к теме чистящих средств, как в работе Ajax (1966) Томаса Байрле, было своеобразной реакцией на послевоенный культ аккуратности и чистоты — так консервативная часть немцев старшего поколения пыталась замести недавнее нацистское прошлое под ковер.