Британская галерея Уоттс в Гилфорде в год 170-летия Василия Поленова обратила внимание на не столь известного, но не менее замечательного русского художника — младшую сестру живописца Елену Поленову (1850–1898). Это первая большая ретроспектива Поленовой за пределами России (подготовлена вместе с музеем-заповедником Василия Поленова). Причем ее персональная выставка, тоже первая, прошла в 2011 году в Третьяковской галерее с разницей в век после выставки в Московском товариществе художников в 1902 году.
Между тем Поленова — одна из главных фигур Абрамцевского кружка: помимо того, что художница была замечательным иллюстратором русских народных сказок, повлиявшим на мирискусников, она принимала активное участие в возрождении народных ремесел. По ее инициативе в усадьбе была собрана обширная коллекция образцов декоративно-прикладного народного искусства.
В Гилфорде кроме графики можно увидеть живопись Поленовой, выполненные по ее проектам предметы мебели и керамику.
Среди графических работ — не выставлявшиеся ранее акварели к сказке Морозко, городские виды и пейзажи. Одновременно с выставкой и также при поддержке поленовского музея-заповедника лондонское издательство Fontanka выпустило книгу собранных и проиллюстрированных Еленой Поленовой русских народных сказок, переведенных на английский язык писательницей Неттой Пикок, которая посетила в конце XIX века Россию и познакомилась с художницей. Тогда подготовленная к печати книга не вышла. В современное издание «Почему у медведя нет хвоста» и другие русские народные сказки включены все 12 репродукций акварельных иллюстраций Поленовой.