18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Да будет свет: средневековая европейская миниатюра

№29
Материал из газеты

Сборник статей ведущих медиевистов

В нашу эпоху стремительного развития информационных технологий и непрестанно раздающихся заявлений о том, что книга устарела, иллюминированные рукописи не перестают привлекать внимание ученых и публики. Выставки, оцифровка и каталогизация, научные исследования и популярные публикации свидетельствуют о росте интереса к иллюминированным рукописям как к физическим артефактам, к тщательно составленным собраниям изображений и иллюстрированных текстов и к мультимедийным средствам коммуникации. Manuscripta Illuminata: Approaches to Understanding Medieval & Renaissance Illuminated Manuscripts (Manuscripta Illuminata: Вопросы понимания средневековых и ренессансных иллюминированных рукописей) — это увлекательная новинка в сфере изучения рукописных книг и их места в художественной, религиозной и интеллектуальной жизни Средневековья и раннего Нового времени.

В Manuscripta Illuminata вошел ряд докладов, которые были представлены на одноименной конференции в Принстонском университете в октябре 2013 года, устроенной в связи с недавней публикацией каталога западноевропейских манускриптов из коллекции университетской библиотеки. Как отмечает в предисловии Колум Хурихан, бывший заведующий принстонским «Индексом христианского искусства», задачей как конференции, так и данного сборника, было «углубить… понимание средневековой рукописи», используя материалы принстонской коллекции. В статьях сборника Manuscripta Illuminata представлены различные методы работы с материалом.

В ряде статей рассмотрена тема заказов на изготовление, обмена, дарения и коллекционирования книг на примере судеб религиозных и светских рукописей, принадлежавших или создававшихся для влиятельных, политически ангажированных духовных лиц эпохи Оттонидов, правителей, дам и епископов Висконти, членов королевских семей, законников, клира, торговцев — женщин, мужчин и семей практически всех регионов Западной Европы.

Среди других поднятых в сборнике тем — авторство и иллюстрационная «комплектация» популярных в различных читательских кругах текстов, пересечения между общественной, литургической молитвой и частным почитанием в религиозных практиках Средневековья и раннего Нового времени, текстуальное и художественное изображение смерти и поминовения, выбор изображений как индикатор политических, религиозных, общественных и исторических обстоятельств их создания, темпоральность образов, иллюстрированный молитвенник как документ о родственных связах и родословной, пространство для демонстрации модных художественных техник, семейный альбом и средство религиозной коммуникации, которое может обновляться и персонализироваться.

Одно из достоинств Manuscripta Illuminata — то, что она позволяет ближе познакомиться с богатым западноевропейским материалом, находящимся в собственности Принстонского университета. Остается только восхищаться олицетворением настраивающей свою лютню Музыки на миланской миниатюре Светония начала XV века из собрания Кейна и крохотными страничками французского Часослова из Шамбли начала XIV века с его миниатюрами размером с почтовую марку. Читатель оценит актуальное прочтение, которое Сандлер дает изображению самоубийства рыцаря из английской псалтири начала XIV века, и проведенное Муди пикантное сравнение рукописей, иллюминированных гризайлью и полугризайлью (среди которых и находящийся в коллекции Принстонского университета брюггский молитвенник конца XV века), с «искусственно потертыми джинсами».

Во многих статьях этого сборника дана базовая информация из области некоторых фундаментальных методик изучения рукописей, в том числе датировки и локализации, а также кодикологического, стилистического, формального, иконографического и текстуально-образного анализа. В одной из работ говорится о том, каким образом техническая история искусств может помочь лучше понять рабочие приемы и принципы сотрудничества художников. Среди важных для современного исследователя фактов, затронутых в другой работе, например, тот, что в некоторых случаях произведения из средневековых коллекций, имеющие величайшее значение для ученых нашего времени, были «не особо важны» своим обладателям. Несколько статей заслуживают похвалы за особое внимание, уделенное изобретательности и умелости художников и рисовальщиков.

Богато проиллюстрированный в (почти) полном цвете, сборник Manuscripta Illuminata служит еще одним свидетельством того, что изучение рукописей не теряет актуальности и продолжает оставаться в центре культурной истории. 

Manuscripta Illuminata: Approaches to Understanding Medieval & Renaissance Illuminated Manuscripts / Colum Hourihane, ed. The Index of Christian Art in association with Penn State University Press. 286 стр. $35 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+