Ортанс Фике, жена и любимая модель (кроме себя самого) Поля Сезанна, редко оказывалась в поле зрения историков искусства. «До самого последнего времени ее почти полностью игнорировали», — пишет Алекс Данчев в вышедшей в 2012 году монографии Сезанн: жизнь. Хуже того, если ее и вспоминали, то лишь недобрым словом, говорит исследователь, цитируя в своей книге письмо Джона Ревалда, одного из первых биографов Сезанна. Тот отзывался об Ортанс как «о неотесанной и недалекой персоне, которая ничего хорошего не сделала для Сезанна ни при его жизни, ни после, кроме того, что позировала ему». О якобы эгоизме Ортанс всегда ходило много легенд, одна из которых даже гласит, что она так и не появилась у смертного одра мужа, потому что была занята примеркой нового платья. «Я надеюсь, что эта выставка поможет реабилитировать ее», — говорит Дита Эймори, куратор Мадам Сезанн, первой выставки, посвященной образу жены в портретах Сезанна. «Мы не можем недооценивать ее роль в его творчестве и жизни», — продолжает куратор. Хотя бы потому, что Ортанс потратила много времени, позируя для 29 портретов, написанных между 1872 и 1895 годом. «Сезанн работал очень медленно», — поясняет Эймори. На выставке представлены 24 ее портрета, а также наброски к ним из альбомов художника. «Между этими набросками и живописными работами существует тесная связь, — рассказывает куратор. — Рисунки часто делались ночью, когда художник возвращался из мастерской. Они очень неформальные и даже интимные». В живописных же портретах Сезанн создавал совсем иной образ жены. У Ортанс на них совершенно непроницаемое лицо, и нужно время, чтобы проникнуть в характер образа. К тому же они не всегда лестны. «Пришло время вглядеться в них внимательнее. Им есть что рассказать не только об Ортанс, но и о самом художнике», — считает куратор.