18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Юбилей журнала «Огонек» в фотографиях и персональная выставка художника-нонконформиста Владимира Яковлева в Мультимедиа Арт Музее, старинные русские карты XVI — начала XX века в Музеях Московского Кремля.

Журнал «Огонек» можно смело назвать одним из национальных символов, хотя бы потому, что это старейшее из российских периодических изданий, выходящее и сейчас. Gервый его номер вышел в 1899 году, сразу же заявив о себе как об издании «для семейного чтения». Возродившись в советское время, к 1925-му «Огонек» выходит тиражом аж в полмиллиона экземпляров! Помимо того что «Огонек» стал летописцем жизни страны, он был и местом, где собрались практически все отечественные фотоклассики: здесь публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Всеволод Тарасевич, Лев Бородулин, Дмитрий Бальтерманц и многие другие известные мастера. Именно их работы вошли в выставку «Жизнь как праздник» в Мультимедиа Арт Музее, собранную к 115-летию журнала. Название выставки тоже не случайное. Практически все советское время будни большой страны, будь то труд, сбор урожая и даже частная жизнь, представлялись как праздник. Таковы были идеологические установки СССР, строящего светлое будущее. В постсоветское же время, за отсутствием таковых установок, идеологию сменила реальность такой, какая она есть. Выставка предлагает проследить визуальную истории страны от первых пятилеток индустриализации, послевоенного восстановления страны до времени оттепели, полета Гагарина в космос и до наших дней и, возможно, поразмышлять о ее прошлом, настоящем и будущем.


Выставка «Бывает сон как зренье...» в Мультимедиа Арт Музее посвящена 80-летию со дня рождения одной из знаковых фигур советского неофициального искусства — Владимира Яковлева (1934–1998). Его жизнь заслуживает романа или фильма, настолько она насыщена драматическими событиями: непризнание при жизни официальными властями, почти полная потеря зрения и работа практически вслепую, следуя внутреннему видению, психиатрическая клиника в последние годы жизни мастера. Его дед тоже был замечательным художником, работы которого представлены в Третьяковской галерее, — в экспозицию включено несколько его произведений. А сам Владимир родился в семье «возвращенцев»: его отец в 1930-е годы с женой-бельгийкой вернулся в новую Россию. Специального образования будущий художник не получил из-за войны, а после должен был зарабатывать на жизнь. Началом своей творческой биографии сам Яковлев считал приезд в Москву выставки Пикассо в 1956 году, оказавшей сильнейшее на него влияние. Даже частый у него мотив кошки с птицей тоже появился под впечатлением от картины Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939) на той самой выставке (графика Пикассо из его музея в Париже с этим же мотивом включена в экспозицию). Однако свой язык в искусстве Яковлев, как и положено настоящему художнику, выработал самостоятельно, впитав, помимо прочего, уроки главных направлений модернизма ХХ века. Не случайно один из его современников, художник Владимир Янкилевский, говорил о Яковлеве не только как о художнике-одиночке, но и о том, что «все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений». На выставке 80 работ 1950–1990-х годов, фотографии и архивные документы, а также фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988) с живым голосом Яковлева.


Музеи Московского Кремля выставку, посвященную старинным картам, проводят впервые, притом что владеют уникальными их образцами, многие из которых теперь впервые представлены публике. Помимо редких карт, каждая из которых со своей увлекательной историей, и карты Российской империи, вышитой воспитанницами Московского института Ордена Святой Екатерины в 1872 году и подаренной Александру II, в экспозицию включены предметы, прямо или косвенно имеющие к отношение к теме. Например, Казанская шапка — царский золотой венец, созданный, возможно, по повелению Ивана Грозного в 1553 году после присоединения Казанского ханства к Московскому государству, или золотая табакерка с портретом Екатерины II, держащей в руках карту. Здесь же памятные медали, каменная плита 1491 года с надписью о закладке трех башен Московского Кремля по повелению великого князя Ивана III — самый ранний экспонат на выставке. А завершают выставку два пасхальных яйца фирмы Карла Фаберже, на одном из которых изображена карта Транссибирской магистрали, а другое, приуроченное к 300-летию дома Романовых, содержит внутри вращающийся глобус с двумя силуэтами России — в границах 1613 и 1913 годов.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+