18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Юбилей журнала «Огонек» в фотографиях и персональная выставка художника-нонконформиста Владимира Яковлева в Мультимедиа Арт Музее, старинные русские карты XVI — начала XX века в Музеях Московского Кремля.

Журнал «Огонек» можно смело назвать одним из национальных символов, хотя бы потому, что это старейшее из российских периодических изданий, выходящее и сейчас. Gервый его номер вышел в 1899 году, сразу же заявив о себе как об издании «для семейного чтения». Возродившись в советское время, к 1925-му «Огонек» выходит тиражом аж в полмиллиона экземпляров! Помимо того что «Огонек» стал летописцем жизни страны, он был и местом, где собрались практически все отечественные фотоклассики: здесь публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Всеволод Тарасевич, Лев Бородулин, Дмитрий Бальтерманц и многие другие известные мастера. Именно их работы вошли в выставку «Жизнь как праздник» в Мультимедиа Арт Музее, собранную к 115-летию журнала. Название выставки тоже не случайное. Практически все советское время будни большой страны, будь то труд, сбор урожая и даже частная жизнь, представлялись как праздник. Таковы были идеологические установки СССР, строящего светлое будущее. В постсоветское же время, за отсутствием таковых установок, идеологию сменила реальность такой, какая она есть. Выставка предлагает проследить визуальную истории страны от первых пятилеток индустриализации, послевоенного восстановления страны до времени оттепели, полета Гагарина в космос и до наших дней и, возможно, поразмышлять о ее прошлом, настоящем и будущем.


Выставка «Бывает сон как зренье...» в Мультимедиа Арт Музее посвящена 80-летию со дня рождения одной из знаковых фигур советского неофициального искусства — Владимира Яковлева (1934–1998). Его жизнь заслуживает романа или фильма, настолько она насыщена драматическими событиями: непризнание при жизни официальными властями, почти полная потеря зрения и работа практически вслепую, следуя внутреннему видению, психиатрическая клиника в последние годы жизни мастера. Его дед тоже был замечательным художником, работы которого представлены в Третьяковской галерее, — в экспозицию включено несколько его произведений. А сам Владимир родился в семье «возвращенцев»: его отец в 1930-е годы с женой-бельгийкой вернулся в новую Россию. Специального образования будущий художник не получил из-за войны, а после должен был зарабатывать на жизнь. Началом своей творческой биографии сам Яковлев считал приезд в Москву выставки Пикассо в 1956 году, оказавшей сильнейшее на него влияние. Даже частый у него мотив кошки с птицей тоже появился под впечатлением от картины Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939) на той самой выставке (графика Пикассо из его музея в Париже с этим же мотивом включена в экспозицию). Однако свой язык в искусстве Яковлев, как и положено настоящему художнику, выработал самостоятельно, впитав, помимо прочего, уроки главных направлений модернизма ХХ века. Не случайно один из его современников, художник Владимир Янкилевский, говорил о Яковлеве не только как о художнике-одиночке, но и о том, что «все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений». На выставке 80 работ 1950–1990-х годов, фотографии и архивные документы, а также фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988) с живым голосом Яковлева.


Музеи Московского Кремля выставку, посвященную старинным картам, проводят впервые, притом что владеют уникальными их образцами, многие из которых теперь впервые представлены публике. Помимо редких карт, каждая из которых со своей увлекательной историей, и карты Российской империи, вышитой воспитанницами Московского института Ордена Святой Екатерины в 1872 году и подаренной Александру II, в экспозицию включены предметы, прямо или косвенно имеющие к отношение к теме. Например, Казанская шапка — царский золотой венец, созданный, возможно, по повелению Ивана Грозного в 1553 году после присоединения Казанского ханства к Московскому государству, или золотая табакерка с портретом Екатерины II, держащей в руках карту. Здесь же памятные медали, каменная плита 1491 года с надписью о закладке трех башен Московского Кремля по повелению великого князя Ивана III — самый ранний экспонат на выставке. А завершают выставку два пасхальных яйца фирмы Карла Фаберже, на одном из которых изображена карта Транссибирской магистрали, а другое, приуроченное к 300-летию дома Романовых, содержит внутри вращающийся глобус с двумя силуэтами России — в границах 1613 и 1913 годов.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+